Самая загадочная из опер Моцарта, «Волшебная флейта» постоянно подвергается волшебным изменениям милого лица — превращениям, перелицовкам, телепортации в чужие миры и жанры. Такова ее судьбина: при хрустальной прозрачности музыки, она полна масонской символики (которую читают кто как горазд) и смутных ассоциаций, теорий заговора и прихотливых исторических параллелей. Она сбивает с толку смотрящего и дает обильную пищу самым разным вариациям на ее темы.
В кино ее экранизировал Ингмар Бергман по-шведски. Ее десантировал на поля Первой мировой войны Кеннет Брана. Теперь великий экспериментатор Рональд Эммерих выступил инициатором и продюсером гибрида «Волшебной флейты» с «Гарри Поттером» — новинка от режиссера Флориана Сигля выходит на экраны на перекрестье жанров фэнтези, приключенческого фильма и мюзикла.
Действие происходит в подобии Хогвартса — школы-интерната под названием «Моцарт», и этот рай для особо одаренных отпрысков затаился в снежных Альпах. Интерьеры, жесткие порядки и общая атмосфера школы действительно отсылают к опыту Гарри Поттера, только там люди летают на метлах, а здесь в одном из залов школьной библиотеки обнаруживается портал в иной мир — мир «Волшебной флейты». Где Царица ночи, птицелов Папагено и принц Тамино, в которого, пройдя портал, перевоплотится герой фильма 17-летний Тим Уокер, обретая вторую, сказочную жизнь.
В этот новый Хогвартс к началу учебного года он опоздал — прощался с умирающим отцом, выпускником этой школы, завещающим талантливому сынишке вернуть когда-то взятый в тамошней библиотеке древний фолиант «Волшебная флейта». И теперь ему нужно наверстывать: студенты ставят — вы угадали — мистическую оперу «Волшебная флейта», и Тиму с его ангельским голосом и внешностью херувима (поет и играет Джек Вулф) предназначена партия Тамино. Но по ходу сюжета из Тамино условного, в сценическом прикиде и гриме, герою придется стать Тамино реальным и пережить все его приключения на пути к любовному счастью. Тем более, что в поезде, следующим в Альпы, он встретил Софи, она едет в ту же школу «Моцарт», но там принято раздельное обучение, и увидеть ее там будет непросто. За порядком строго следит педантичный директор — в этой роли Мюррей Абрахам напоминает о своей причастности к теме: в фильме Милоша Формана он был коварным Сальери.
Иными словами, и без того запутанное либретто оперы авторы фильма оснастили новыми поворотами, перевоплощениями, перелетами из реальности в сказку и обратно, так что разобраться во всем этом хитросплетении невозможно даже зрителю, наизусть знающему шедевр Моцарта.
А как с музыкой? Фильм имеет в виду молодую публику, которая о Моцарте едва слышала и привыкла к иным ритмам. Поэтому оперного вокала не будет, если не считать Арию Царицы ночи, порученную сопрано Сабин Севье (она эту партию поет на ведущих сценах мира, включая Ковент Гарден), и верховного жреца Зарастро в исполнении американского баса Морриса Робинсона. Но уже птицелова Папагено играет Иван Реон, поющий его куплеты чисто актерским голосом, и здесь оперного вокала не жди — Моцарт аранжирован под поп-хиты, неуловимо сближаясь со стилем Майкла Джексона.
Для сведущих фильм полон тайных связей с масонской символикой, которой так увлекался венский гений. Один из таких знаков — число 3. В три часа (дня или ночи — неважно) открывается проход в иной мир, куда Тима заманят три магических шара. От нападения злобного чудища в египетской пустыне героя выручат три феи. На пути к спасению принцессы Памины ему предстоят три смертельных испытания, в которых вместе с ним участвуют еще двое товарищей.
Есть ощущение, что сценаристы фильма, отяготив фабулу оперы охапкой новых коллизий, окончательно запутались сами и запутали будущего зрителя. Многие линии сюжета, едва наметившись, так никуда и не ведут — и в первую очередь назревавший роман Тима и Софи, брошенный авторами на полдороге. Неловко оборваны и отношения Тима с его товарищем по школьному общежитию, сыном знаменитого тенора (в роли отца Роландо Вилазон), претендовавшим на партию Тамино. Эти сюжетные извивы так и не вплелись в оперное либретто органично, остались ему посторонними. По большому счету фильм хорош лишь как способ привлечь внимание новой аудитории к оперным стихиям — музыкальные номера в нем самые привлекательные, даже если немецкие тексты либретто переведены на английский, а к Моцарту добавились популярные мелодии совсем другого века. И хотя авторы явно хотят уподобить приключения Тима Уокера новым авантюрам Гарри Поттера и тем заинтриговать юную публику, уже появление гигантского змея, словно явившегося из кино полувековой давности, сильно ее разочарует — с экрана пахнет дремучей архаикой. Остается надежда на неотразимость никогда не стареющего Моцарта.
Оставить комментарий