8 августа на 74-ом Международном кинофестивале в швейцарском Локарно состоится премьера российской картины «Герда» Натальи Кудряшовой, которая сняла ее по собственному сценарию. Фильм вошел в основную конкурсную программу. Это история провинциальной девушки. Днем она учится, занимается соцопросами, а по ночам танцует в стриптиз-клубе под сценическим именем Герда. Главную роль сыграла непрофессиональная актриса Анастасия Красовская из Минска.
Работа над картиной продолжалась почти три года. Снимали ее в Ярославле, Туле и Тверской области. Исполнительницу главной роли нашли в инстаграмме и выбрали среди нескольких тысяч претенденток. Помимо Анастасии Красовской в фильме снимались: Юра Борисов, Юлия Марченко, литовский актер Дариус Гумаускас, а также непрофессиональные актрисы и профессиональные стриптизерши.
Для Натальи Кудряшовой это вторая картина после «Пионеров-героев». В 2018 году на 75-ом Венецианском кинофестивале Наташа получила приз за лучшую женскую роль в конкурсе «Горизонты» за фильм «Человек, который удивил всех» Наташи Меркуловой и Алексея Чупова. В дуэте с Евгением Цыгановым они сыграли деревенскую пару. Наташа училась в Нижегородском театральном училище, потом поступила в лабораторию Анатолия Васильева, стала актрисой его «Школы драматического искусства». В кино дебютировала у Веры Глаголевой в фильме «Одна война». В 2012-ом окончила Высшие режиссерские курсы, где ее мастером был Владимир Хотиненко. Как режиссер сняла две короткометражки, новеллу для альманаха «Петербург. Только по любви». В 2015 году ее полнометражный режиссерский дебют «Пионеры-герои» участвовал в 65-ом Берлинском кинофестивале. Наташа там сыграла бывшую пионерку, которая в духе Павлика Морозова донесла на своего деда. Она еще и сценарист не только своих фильмов, участвовала в создании сценария картины «Доктор Лиза».
Накануне премьеры в Локарно мы поговорили с Натальей Кудряшовой о том, как создавалась «Герда». И получилось это не сразу, поскольку у нее маленький ребенок, ему один год и семь месяцев. Он требует внимания, а мамины интервью в его планы не входят.
— Получается, что беременность приносит вас счастье. В «Человеке, который удивил всех» ваша героиня ждет ребенка. Теперь вы снимали кино, ожидая рождения сына? Как вы вообще работали?
— Снимала беременная. У меня не было декрета. Потом монтировала. Вообще совсем не отдохнула. .
— Три года назад вы рассказывали, что невозможно реализовать свои замыслы, снять «Герду» и «Ксению Петербургскую». В итоге все сложилось?
— Я показывала сценарий «Герды» продюсерам, познакомилась с Дмитрием Давиденко. Это его продюсерский дебют. У нас было мало денег, их нужно было искать. Все договоренности, которые у нас с Димой были, он выполнил. И «Ксения Петербургская», конечно, тяжело деется, но какое-то движение есть — непростое, связанное со сменой продюсеров. Все кроваво. Авторское кино у нас появляется вопреки всему, а не благодаря, но все равно появляется. Я бьюсь, бьюсь, и что получается.
— Прекрасно, что вам довелось поработать именно с Дмитрием Давиденко – порядочным, интеллигентным человеком.
— Порядочность — редкое качество для продюсера. Оно Диме, возможно, в чем-то даже мешает, но он молодец, что вообще взялся за наш проект. Моя беременность его, конечно, пугала. Я снимала на седьмом-девятом месяце. У нас было около тридцати съемочных дней, а в общей сложности съемочный период длился месяца два. Плюс подготовка. Нам удалось поехать в две большие экспедиции – в Ярославль и Тулу, где мы нашли клуб. Пару дней снимали в Тверской области. Это была мини-экспедиция. Мы понимали, что год будем искать финансирование. Еще год ушел на производство — съемки, постпродакшн, который занял огромное количество времени, поскольку началась пандемия. На графику почти не было средств. В России всегда так бывает: тебе могут неплохо ее сделать за маленькие деньги, но это будет очень долго и кроваво. Сложности были с монтажом, QR-кодами. Мы как раз попали в самое жесткое время, но хотя бы успели до этого закончить.
— Сама история вами целиком придумана?
— Во многом это и мой опыт, и опыт людей, которых я знаю, мысли о жизни в провинции, наблюдения за тем, что там ничего не изменилось. Мы были два месяца в Ярославле. Такое ощущение, что там замерло время. Ничто не говорит о том, что идет 2021 год, а не 2000-й или 2010-й. Может быть, магазины изменились, какие-то строения, но люди по-прежнему плохо и бедно живут. Мы там ходили по клубам и квартирам. Это как стоячая вода: так было когда-то, и это никуда не ушло. Провинция так и осталась провинцией. Она отравляет кровь.
– История метафизическая или реальная?
— По-разному ее можно расценивать. Фильм получился многослойный. В нем много реального, хотя кино, слава богу, не получилось социальным. Я этот жанр называю материалистической сказкой. Надеюсь, что у нас получился выход за пределы нарратива.
— Посмотрела фотографии вашей героини и подумала, как точно вы выхватили типаж. Раньше таких девочек не было, а теперь немало.- А мне кажется, что таких девчонок нет. Когда мы разговаривали с Володей Головым – кастинг директором всея Руси, отвечающим за все новые лица в авторском кино, и он расспрашивал, какая героиня мне нужна, я приводила такие референсы: Жюльет Бинош, Анастасия Кински, Лив Тайлер, Татьяна Друбич. Мы говорили о том, что на постсоветском и российском пространстве такого типа женственности, хрупкости и сексуальности не было и нет. Хотя в Европе ускользающие, нежные, «полуребяческие» девушки есть. Настю я очень долго искала, и фактически отчаялась. Она появилась в последний момент, после того, как я устроила флэшмоб в инстаграме. Очень благодарна всем тем, кто перепостил мое обращение, — Кристине Асмус, Максиму Виторгану, Равшане Курковой, у которых миллионы подписчиков. Объявление о том, что я ищу актрису, активно ходило в инстаграме, и нам на почту пришло больше десять тысяч писем. Увидела я фотографию Насти, и сразу поняла — она. Потом, конечно, были сложные пробы. Как взять девочку, у которой вообще нет никакого актерского опыта, и все начать с нуля. А она в каждом кадре присутствует. Настя из Минска. Ей тогда было, наверное, 19 лет. Она — модель, и много времени проводит в Китае. Это был риск. Я работала с детьми, но с непрофессиональными актерами раньше дела не имела.
— У вас снимался Юра Борисов. Теперь он самый востребованный артист. Как так случилось, что два фильма с его участием показали в Каннах, а еще два поедут в Венецию. А сейчас – Локарно.
— Я рассматриваю это как подтверждение того, Юра — звезда мирового уровня. Никого не хочу обидеть, но когда я впервые его увидела, то поняла, что это голливудского масштаба актер. У нас таких мало. Он владеет искусством перевоплощения и абсолютно разный в разных ролях. И в «Герде» он совершенно другой. Такой же потрясающий актер Женя Ткачук. Юра Борисов – звезда, которую хотят все. Мне кажется, что он никогда не выйдет в тираж, поскольку мы имеем дело с настоящим актерским дарованием. Он и человек потрясающий. Я желаю ему только самого хорошего.
— У вас снималась Юлия Марченко, которая и в молодости была необыкновенно хороша, работала с Някрошюсом, с Фокиным в Александринке, но кино ее словно не замечало. А теперь пришла благодатная пора.
— Я хотела пригласить другую актрису на роль мамы. Выбор был, и я металась. Юля отличается от того образа, который создала в моем фильме. Она фантастическая актриса. То, что мы с ней вместе придумали, вызывает удивление, почему эту актрису до сих пор не знают. Хотя у нее огромный диапазон. С ней очень приятно работать. У меня крутая актерская команда. Я очень всеми довольна, и не актерами тоже. У меня все девчонки практически не актрисы, и это классный опыт микса драматических артистов с людьми, для которых все вновь.
— Девочек тоже собирали, где только можно?
— Сначала была идея найти профессиональных стриптизерш, поскольку часть фильма посвящена стриптизу, и главная героиня работает в ночном клубе. Но профессиональные стриптизерши, как правило, не снимаются. Две девочки раньше занимались этой профессией. Плясали мы, конечно, от главной героини. У нас были ансамблевые пробы.
— Редкая актриса получает награду Венецианского кинофестиваля. За три минувших года она принесла свои плоды? Что изменилось в вашей актерской биографии?
— Как сказал один очень известный сейчас актер, в племени туземцев золото ничего не значит. Это, конечно, обидное высказывание. Я понимала, что возможно не будет никаких изменений в актерской карьере. У меня не было крутых предложений за это время. Не знаю, почему. Значит, что что-то не так с киноиндустрией. Но обид и рефлексий по этому поводу нет. Мне есть чем заниматься. Если бы я была только актрисой, то это могло стать тяжелым испытанием. Ты приезжаешь с такой наградой, а всем на нее наплевать. Я, например, не знала, что есть актриса Самал Еслямову, получившая каннскую «Пальмовую ветвь» за «Айку» Сергея Дворцевого. Это же, как олимпийское золото. Но мало кто об этом говорит. Я довольна тем, что снимаю кино, пишу. Конечно, я ждала, что меня куда-то позовут. Но с другой стороны была занята: 6еременность, «Герда», «Ксения Петербургская».
— Мы как-то с вами встречались перед кастингом. Вы тогда ходили на пробы к Юрию Быкову. Не прошли?
— Юра меня не взял, но я и не расстроилась, потому что у меня были вопросы к сценарию. Бывает, что идешь на пробу и влюбляешься в материал, а тут этого не произошло. Но как дисциплинированный человек я все-таки пошла. Мне было важно поговорить с Юрой. Бывает, что сценарий – одно, а замысел режиссера – другое.
— Прекрасно, что «Герду» покажут именно в Локарно, где умеют ценить авторское высказывание.
— Перед отъездом я стала читать про Локарно. У меня есть любимейший фильм «В огне брода нет» Глеба Панфилова, совершенно у нас забытый. Я преподаю в Московской школе нового кино и говорю студентам: «Вы не видели этот фильм? Это же шедевр мирового кинематографа». Когда я узнала, что картина получила в 1969 году в Локарно «Золотого леопарда», то подумала, что неужели окажусь там. Я в восторге от того, что прикоснусь к великому. Конечно, я была бы счастлива побывать с фильмом в Каннах и Венеции, но Локарно не менее крутой фестиваль. Это действительно территория настоящего авторского кино.
Оставить комментарий