В Вене в среду, 21 декабря, объявили имя следующего директора Венской государственной оперы. С 1 сентября 2020 года всемирно известный театр возглавит Богдан Рошчич — австриец сербского происхождения, начинавший поп-музыкальным критиком и сделавший международную карьеру как менеджер в области классической звукозаписи. Ни дня в своей жизни Рошчич не работал в театре.
Рошчич сменит на этом посту эльзасца Доминика Мейера, который возглавляет театр с 2010 года и для которого сезон 2019-2020 годов станет последним в его втором сроке во главе Венской оперы. По сообщению газеты Die Presse, конкурсная комиссия выбирала из 18 кандидатов, включая известного оперного режиссера Андреаса Хомоки, возглавляющего сейчас Цюрихскую оперу, и бывшего главу Зальцбургского фестиваля Александра Перейру, который работает директором миланского театра Ла Скала. О желании продлить свой контракт еще на один срок открыто заявил и нынешний директор Мейер. Объявляя о назначении, министр культуры Австрии Томас Дрозда заявил, что выбор Рошчича призван обозначить «взгляд в будущее» для театра, являющегося «главным институтом австрийского культурного ландшафта». Для Австрии такое назначение, конечно, является политическим. Ведущий музыкальный критик Die Presse Вильгельм Синкович пишет в своем блоге, что выбор сделан по настоятельной рекомендации федерального канцлера социал-демократа Кристиана Керна. В любом случае, социал-демократическая партия в среду его активно одобрила, ее партнеры по коалиции, правоцентристская народная партия высказалась нейтрально, а крайне правая Австрийская партия свободы сделала заявление с резкой критикой назначения, назвав его «унижением» для знаменитого театра.
Сам Рошчич пытается представить себя в роли своего рода «нового Малера». Концепция развития театра, которую он представил на конкурс, как сообщает австрийское информационное агентство APA, называется «Вперед к Малеру». В 2022 году Рошчич собирается широко отмечать 125-летие вступления выдающегося композитора, дирижера и реформатора музыкального театра Густава Малера в должность директора Венской оперы.
Новый директор говорит о реформах, о тех «прекрасных моментах, когда весь театр подтягивается, как в спорте, до уровня представляемого произведения», которые будут его целью. При этом он обещает, что у театра будет главный дирижер (Generalmusikdirektor), которого нет с 2014 года, когда Франц Вельзер-Мёст ушел с этого поста из-за конфликта с Мейером. Он также заявил о «ясном курсе на современное театральное творчество» и создании «Государственной оперы 4.0».
И что бы ни говорили сегодня о том, что решение не является критикой в адрес Мейера, который крайне бережно относился к традиции, ясно, что «Дом на Ринге», как в Вене называют театр, ждут большие перемены. В то же время инсайдеры характеризуют Рошчича как в высшей степени компетентного менеджера, который в качестве руководителя звукозаписывающих компаний выступал еще и по существу в качестве продюсера для целого ряда ведущих музыкантов мира. Рошчичу сейчас 52 года. Ему было 10 лет, когда семья переехала из Белграда в Австрию. Итогом его образования стала докторская степень по философии и музыковедению — он писал диссертацию о философе и композиторе XX века Теодоре Адорно. Затем работал журналистом — писал о поп-музыке и медиа в ведущей австрийской газете Die Presse, заведовал отделом медиа и поп-музыки в Kurier. Потом возглавил и переформатировал радио O3 — это качественная популярная преимущественно музыкальная радиостанция, входящая в общественный телерадиоконцерн ORF. Оттуда ушел в звукозаписывающий бизнес. Сначала возглавил Universal Music Austria, потом стал художественным руководителем Deutsche Grammophon в Гамбурге, затем в Лондоне возглавил важный в мире классической музыки лэйбл DECCA и оттуда в 2009 году переехал в Нью-Йорк уже в качестве главы Sony Masterworks, включающей классическое направление. Отвечая на возражения по поводу того, что он никогда не работал в театре, австрийские СМИ пишут, что легендарный прежний директор Венской оперы Иоан Холендер на момент своего назначения тоже никогда не работал в оперном театре.
Оставить комментарий