Шансы заработать на музыке большие деньги очень малы, считает голливудский композитор Ханс Циммер. Саундтрек к «Королю Льву» он создавал как реквием по своему отцу, а в планах сочинителя — поработать с Кендриком Ламаром. Об этом один из самых востребованных в Голливуде авторов саундтреков, обладатель премии «Оскар» и десяти номинаций на нее рассказал в интервью «Известиям». Беседа состоялась в преддверии российской премьеры музыкального шоу «Симфоническое таинство — мир Ханса Циммера». Услышать мелодии из мировых кинохитов в исполнении симфонического оркестра можно будет 6 февраля в Москве на сцене «ВТБ Арены», а также 8 февраля в Ледовом дворце Санкт-Петербурга.
— Извиняюсь за мой английский, Ханс, он далек от идеала…
— Ничего страшного, мой русский тоже не так хорош (смеется). А вот моя дочь в этом вопросе преуспела — она настолько любит вашу культуру, что стала учить язык.
— А как вы относитесь к русской культуре? Может, попрактикуетесь в языке, когда приедете на свои шоу?
— На шоу, увы, не приеду — я в них не выхожу на сцену и выполняю роль художественного руководителя. Но русская культура для меня действительно важна. Я знаком с произведениями Пушкина, Достоевского и Булгакова, мне очень нравится роман «Мастер и Маргарита». И, конечно, люблю музыку ваших композиторов: Чайковского, Прокофьева, Шостаковича… Последний, кстати, преуспел в написании музыки к кинофильмам. Жаль, что сегодня мало кто об этом помнит.
Мне нравится творчество Тарковского — мой любимый фильм «Андрей Рублев». Вы себе даже не представляете, сколько раз я его пересматривал. Это неповторимо! В русской культуре есть душа, она очень богата — вы обладаете великим, огромным наследием, и у меня есть большое желание погрузиться в русскую культуру как можно глубже. В первую очередь получить опыт работы с хорами. Эту идею мне подсказал один русский скрипач, с которым я работаю и дружу, — он живет в Вене. Меня всегда восхищает экспрессия, с которой он играет. Мне кажется, это свойственно только русским людям. Мне нравится приходить к нему в гости, когда у него собираются друзья-соотечественники, — эти вечера всегда очень веселые и душевные, к тому же он прекрасно готовит.
Хочу поделиться с вами историей, которая со мной однажды произошла. Всегда вспоминаю о ней с трепетом. В Лондоне у меня есть квартира, она расположена на четвертом этаже. Однажды теплым летним вечером из квартиры этажом ниже я услышал русскую музыку. Ближе к полуночи оттуда стали доноситься звуки фортепиано и голоса — они исполняли народные песни. В какой-то момент я понял, что знаю эти песни. Естественно, я сел за инструмент и начал их играть (смеется). Окна были открыты, поэтому мы прекрасно слышали друг друга — у нас завязался импровизированный дуэт.
Возможно, наши соседи ненавидели нас в этот момент, но это было неважно. В итоге наше совместное музицирование продолжалось целую неделю — начиная с одиннадцати вечера и до глубокой ночи. Спустя семь дней мои музыкальные соседи испарились. Вот такой замечательный у меня был опыт обмена музыкальной культурой. Необыкновенное для меня время.
— Вернемся к вашей работе. Насколько вы свободны, когда пишете музыку к кинофильмам? Режиссеры диктуют вам условия?
— Честно говоря, хороший режиссер никогда не скажет, что конкретно он хочет и как это должно звучать. Создатели фильмов полагаются на меня, на мое видение. Например, когда я работал с Кристофером Ноланом, то знакомился со сценарием и с историей. Я писал музыку и присылал ему небольшие фрагменты. Но мне всё равно было очень интересно увидеть, как те или иные сцены фильма сочетаются с моей музыкой. Я просил Кристофера показать мне, но он убеждал, что еще рано: «Всё идет прекрасно, Ханс, не волнуйся». В какой-то момент я понял, что это хороший метод и он действительно работает. Картину «Интерстеллар» мы создавали именно так — были независимы друг от друга, но двигались в одном направлении.
Вообще, у Кристофера постоянно рождаются новые идеи. Обычно он звонит мне и делится ими. Мы живем недалеко друг от друга, бывает, что гуляем вместе с детьми по пляжу — они играют на солнце, а мы ведем долгие беседы. Правда, в данный момент мы не работаем вместе, но это не столь важно. Для меня ценна наша дружба.
— У вас нет классического музыкального образования. Это мешает или, наоборот, помогает вам?
— Скажу вам так: пробелы в музыкальном образовании иногда дают свои плюсы. Я, например, использую их как прямой путь к познанию — могу подойти к оркестранту и попросить показать мне, как играет тот или иной инструмент. Получается, что я изучаю процесс изнутри, а это не менее интересно и важно. Всё-таки музыка рождается в первую очередь в голове, а не на компьютере или в нотной тетради.
— Вы пишете музыку на заданную тему. Как настраиваетесь на создание произведения?
— Вдохновляюсь работой оператора, тем, как он передает свет, картину, настроение фильма. Никогда сам не читаю сценарий — прошу сценариста рассказать мне историю, лучше всего за бокалом вина и хорошим ужином. Так материал «усваивается» лучше всего (смеется).
— Вы стараетесь нащупать в истории что-то близкое вам или это не столь важно для создания музыки?
— Во время работы над каждой из картин я нахожу нечто, что отзывается в моем сердце. С «Королем Львом» была забавная ситуация. Помню, мне просто очень хотелось взять мою шестилетнюю дочь на премьеру какого-то фильма, музыку к которому я написал. Но это не представлялось возможным, потому что в основном я работал с блокбастерами, где была масса кровавых сцен. Именно в тот момент у меня в голове родилась идея создать музыку к мультфильму. Но в процессе работы неожиданно для себя я увидел в сюжете параллель с печальным событием из моей собственной жизни — когда ребенок рано теряет своего отца (отец Ханса Циммера умер, когда ему было шесть лет. — «Известия»). Музыка в «Короле льве» — это мой реквием по отцу…
— Помимо киномузыки вы пишете саундтреки и к видеоиграм. Есть ли сейчас какой-то проект из этой сферы в работе?
— На данный момент ничего не пишу, но планы продолжить двигаться в этом направлении есть. Сейчас в моей жизни такой счастливый период, когда я полностью поглощен работой над новыми фильмами. А уже с апреля я с головой окунусь в подготовку следующего музыкального шоу — на это уйдет примерно девять месяцев, а потом я мечтаю отправиться с ним в большое турне. Если в какой-то момент ситуация изменится и шоу будет никому не интересно, я, пожалуй, вернусь к написанию музыки для компьютерных игр.
— Порой вы создаете по четыре-пять саундтреков в год. У вас не возникает ощущения конвейерной работы?
— Честно говоря, писать музыку — это единственное, чем я люблю заниматься. Я неспортивный и не увлекаюсь ничем другим. Возможно, я скучный. Испытываю истинное удовольствие, только когда провожу время в своей студии. Это моя жизнь, мой мир. Занимаюсь музыкой так долго, что даже не помню ничего другого — все мои воспоминания связаны с ней. Фортепиано — вот что сделало меня по-настоящему счастливым.
Безусловно, сейчас в моей жизни появилось много нового. Мы с моими друзьями, прекрасными музыкантами, сделали шоу, премьера прошла отлично. Это дало силы двигаться дальше. Я понял, что уже не смогу просидеть в закрытой комнате всю свою жизнь. Помимо прочего у меня очень много неопубликованной музыки, на всё просто не хватает времени. Впрочем, иногда я настолько увлечен созданием произведений, что могу забыть не только об остальном мире, но даже о еде и сне. Во время записи новых композиций мы буквально живем в студии.
Оставить комментарий