Московский департамент культуры, проявив изрядную оперативность, назначил нового художественного руководителя театра «Современник» буквально на следующий день после похорон прежнего. Пост, который многие десятилетия занимала покойная Галина Волчек, достался режиссеру Виктору Рыжакову. Возможно, это не совсем та кандидатура, которая поклонникам «Современника» приходила в голову в первую очередь, но, как выяснил , назначение господина Рыжакова — мера не экстренная, а просчитанная и осмотрительная.
Когда многолетний художественный руководитель театра — фигура масштаба Галины Волчек, воспринимавшейся, конечно, не как временный интендант, а как олицетворение «Современника», поиски преемника — задача трудная вдвойне. История театра — и мирового, и отечественного — знает, увы, немало случаев, когда после ухода настолько знаковой персоны театр, который ассоциировался с ее именем, входит в фазу если не упадка, то по крайней мере внутренней нестабильности.
С одной стороны, в самой труппе осиротевшего театра хватает ярких и медийных имен — достаточно вспомнить Сергея Гармаша или Чулпан Хаматову. С другой — назначение актера, сколь угодно знаменитого, на должность худрука такого театра, как «Современник»,— мера хоть и популярная, но опасная: здесь нужны в том числе и изрядные менеджерские способности (какие не всем достаются той же мерой, что и, допустим, Олегу Табакову), не говоря уже о том, что последние полвека «Современник» был не только звездным актерским коллективом, но и театром прежде всего режиссерским.
В этом смысле назначение Виктора Рыжакова выглядит как взвешенный компромисс.
У него за плечами личный актерский опыт в московском ТЮЗе, он педагог Школы-студии МХАТ — что тоже немаловажно: работа с молодежью и заинтересованность в «новой крови» тоже «Современнику» были свойственны. Художественным руководителем ему тоже довелось быть: во-первых, в Театре драмы и комедии на Камчатке — и можно себе представить, каково было руководить там, на максимальном отдалении от столичной «зоны комфорта», в 1990-е; во-вторых — в процветающем московском Центре им. Всеволода Мейерхольда (ЦИМ), где Рыжакова, собственно, и застало новое назначение.
Но самое главное — он режиссер, причем вполне востребованный и успешный. Только за последние годы на его счету несколько качественных постановок в МХТ, включая «Пьяных» Ивана Вырыпаева (которых критика признает одним самых удачных обращений к вырыпаевской пьесе, спектакль «По-Чехову. Три сестры» на сцене ЦИМа, работы в Александринском театре и в БДТ. Он ценит современную драматургию и авангардный формальный язык, но при этом в сущности остается режиссером в хорошем смысле традиционным, о чем свидетельствует прежде всего его фундаментальный интерес к актеру и актерской работе в классическом понимании.В сочетании с личной репутацией все это, при всей внезапности назначения, которое на первый взгляд может показаться скоропалительным, делает Виктора Рыжакова той фигурой, которая и в театральной среде вообще, и конкретно в «Современнике» воспринимается с симпатией на уровне всеобщего консенсуса. И, очевидно, это тот случай, когда с назначением такого рода и не тянули, и необдуманных решений не принимали: по информации “Ъ”, поиском преемника Галины Волчек столичное культурное руководство занялось еще летом 2019 года.
Оставить комментарий