Up
  • Главная
  • Контакты
Новости искусства и культуры
  • Музеи
  • Театры
  • Живопись
  • Литература
  • Музыка
  • Кино
  • История
  • Другие новости

Сегодня в СМИ

«Проклятые» имена: как на Руси никогда не называли детей
С изгнанным Максимом Галкиным* случилось неладное
Во сколько нужно ложиться спать, чтобы не было проблем с сердцем
Старая таёжная хитрость: клещ не укусит никогда
Далеко не Гурченко: настоящую фамилию актрисы знают лишь единицы

Свежие новости

  • «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
    «Евровидение-2025» ждет решения Селин Дион и разбирается с секс-скандалами
  • Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
    Глава РФПИ встретился с Оливером Стоуном
  • В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
    В Москве открылась выставка к юбилею Владимира Васильева
  • Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
    Фильтры для окрасочно-сушильных камер: важность качественной очистки воздуха
  • Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
    Умерла актриса театра и кино Элеонора Леви
  • Пермский театр оперы и балета имени Чайковского показал премьеру одноактного раритетного балета Стравинского «Орфей»
    Пермский театр оперы и балета имени Чайковского показал премьеру одноактного раритетного балета Стравинского «Орфей»

Listis

Какая польза минета для женщин?
Погоняло Ефремова в тюрьме: обидно даже родным
В старину аристократы не ложились спать без чепчика на голове: вот зачем это было нужно
Тревожный симптом рака поджелудочной железы
Повзрослевший сын Наташи Королевой стал копией Игоря Николаева

Метки

Евровидение Москва Оскар Россия Театр актеры воспоминание выставка выступление выход история итоги кино концерт мнение музей музыка обсуждение ожидание описание описнаие опсиание особенность отказ открытие перспективы планы поздравление показ показатели премия премьера причины прогнозы прокаты прощание рейтинги сериал смерть совет спектакль статистика фестиваль фильм юбилей

В мире

Брак Николаева вовсе не идеальный: Проскурякова проболталась о расставании
Онкологи перечислили пять признаков злокачественной родинки
Что достанется Галкину после смерти Пугачевой
Какую грубую ошибку делают люди, приходя на похороны
Названа одна из самых полезных ягод для печени

«Одиссея» в постановке Роберта Уилсона

21 октября 2015 | Рубрика: Театры | Нет комментариев
«Одиссея» в постановке Роберта Уилсона

Миланский «Пикколо театро ди Милано — Театр Европы» в эти дни показывает «Одиссею» Роберта Уилсона. Рассказывает РОМАН ДОЛЖАНСКИЙ. Первую редакцию «Одиссеи» Роберт Уилсон ставил несколько лет назад в Национальном театре Греции в Афинах — спектакль, таким образом, вписался в своего рода цикл работ режиссера по базовым, почти священным для места постановок текстам, будь то басни Лафонтена в «Комеди Франсез», «Фауст» в Берлине, Стриндберг в Стокгольме или сказки Пушкина в Москве. В Милане спектакль показывают как совместный проект Национального театра из Афин и «Пикколо театро ди Милано», но играет все та же греческая труппа, и только роль сказителя, начинающего рассказ, исполняет итальянский актер. Остальной текст зрители читают по субтитрам — может, и не стоило бы на обычном для гастролей обстоятельстве заострять внимание, но кажется, что для Уилсона в этом спектакле очень много текста, ведь он всегда «добавляет» слова к своим визуально-пластическим композициям лишь на заключительном этапе работы. Но все-таки эпос есть эпос: видимо, почтение к древнему литературному документу оказалось сильнее отношения великого мастера к словам как к лишь вспомогательному выразительному средству.

Кажется, и актерам он вдруг позволил больше обычного чувства, больше эмоций, чем разрешает обычно,— вряд ли только отсутствием самого Уилсона на спектакле можно объяснить то, что в минуту отчаяния у Одиссея почти дрожит голос, а у Пенелопы при встрече с мужем чуть не льются слезы из глаз. Встречаясь со сказкой, даже самый строгий человек, как мы знаем, становится мягче — а Уилсон ставит «Одиссею» как грустную, но увлекательную сказку о тщетном поиске человеком земного счастья. Нет, он вовсе не впадает в детство или в сентиментальность, не теряет требовательности к графичным и контрастным линиям сценического рисунка. Но хитроумный Одиссей в его спектакле вовсе не искатель приключений и авантюрист, а задумчивый, покорный судьбе человек, пытающийся разгадать замысел высших сил.

Большой, двухчастный спектакль Роберта Уилсона удивительным образом сочетает в себе эпичность, богатство деталей — и камерность, какую-то сдержанность и интимность. Вместо оркестра, привычного по другим недавним работам Уилсона,— один лишь музыкант за клавишными, он же автор музыки к спектаклю, Тодорис Эконому. В световой гамме «Одиссея» господствуют оттенки голубого и бежевого — цвета неба и южной земли. Две боковые стены сценической конструкции то сходятся, то расходятся, преобразуя куб сцены в раструб,— решительных превращений пространства здесь не предусмотрено. И даже фирменные цветовые переходы Уилсона, кажется, лишены в «Одиссее» привычной резкости, более спокойны, а переходы цветов на непременном экране-заднике плавны, даже размыты, как небеса на полотнах эпохи Возрождения из прекрасных миланских музеев. Кажется, греческий спектакль, переехав в «Пикколо», стал итальянским.

Сказанное не означает, что интенсивность и «выпуклость» уилсоновских сценических видений в «Одиссее» менее, чем обычно, насыщенны. В спектакле немало незабываемых, прекрасно придуманных сцен — вот циклоп сначала выезжает в дальнем проеме сцены с синеватой головой с единственным глазом, а потом отдельно появляется его рука, пальцы которой легко хватают людей; фигуры сирен словно вырастают из античных ваз, вроде как дополнительных бедер этих соблазнительниц; женихи, претенденты на руку Пенелопы, словно «прилетают» в античный эпос откуда-то из галантной эпохи; сцена Одиссея с Калипсо разбита на две части, зеркально повторяющие друг друга. «Одиссея» похожа на большую и сложную игрушку, которую интересно разобрать на части — и потом долго ломать голову, как ее собрать вновь.

Роберт Уилсон, как обычно, с царской грацией переходит в своем спектакле из одного ритмического регистра в другой. Словно это про него написано у Шекспира: «Игра и произвол — закон моей природы». Олимпийские боги легко превращаются у него в старых слуг, царственные богини — в шаловливых комедиантов-андрогинов. Человек в «Одиссее» бессилен перед божественными капризами, но вынужден примириться с ними. Кажется, Уилсон и сам наблюдает за героями «Одиссеи» с какой-то священной горы, но так, что ему ничего не стоит вдруг спрыгнуть с нее и пуститься вместе с героями в демократический пляс.

Метки записи:  Одиссея, ожидание, постановка, Роберт Уилсон
Иллюстрация к статье: Яндекс.Картинки
Перед смертью каждый человек видит один и тот же сон: вот какой
Так говорила Ванга: поломка этих четырех вещей не сулит ничего хорошего
Воры хотели ограбить дом, в котором находилась 6-летняя девочка. Вскрыв дверь, они замерли на месте
Дату смерти можно предсказать по дате рождения: очень просто
Стриптизер Тарзан опубликовал фото без трусов
Назван необычный признак на лбу, говорящий о высоком риске смерти от болезней сердца и сосудов
Почти 100% женщин делают это: ученые нашли необычное объяснение изменам
Кем оказался Серебряков по национальности
На Пхукете автобус с российскими туристами упал с обрыва
Онколог назвал главный признак рака поджелудочной железы
Как на самом деле зарабатывает Волочкова: балет давно ни при чем
Умер замдиректора «Имперского русского балета» Витаутас Таранда

Читайте также

Под какими знаками зодиака родились нынешние мировые лидеры
Тотальный трэш деревенских свадеб: 20 смешных фото
Знаменитости, которые похудели, похорошели и преобразились до неузнаваемости
15 животных, о существовании которых вы могли не знать, 30 фото
40 знаменитостей, имеющих серьезные хронические заболевания
Самые красивые мужчины планеты, 50 фото
И смешно, и плакать хочется: 50 фото королев социальных сетей
30 нелепых фото девушек, которые уж слишком увлеклись фотошопом
100 сумасшедших свадебных фото, от которых можно порвать живот
20 фото, которые успокоят даже самого нервного человека
15 людей, которых бог наградил неземной красотой
Четыре Сестры Фотографировались Каждый Год В Течение 40 лет – Посмотрите, Как Они Выглядят Сегодня!

Оставить комментарий Отмена

Вы можете использовать HTML тэги: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.

© 2025 Новости искусства и культуры - Будь всегда в курсе культурных событий!
Все материалы на данном сайте взяты из открытых источников или присланы посетителями сайта и предоставляются исключительно в ознакомительных целях. Права на материалы принадлежат их владельцам.
Администрация сайта ответственности за содержание материала не несет. (Правообладателям)