В российский прокат вышел черно-белый британский фильм «Вечеринка» режиссера Салли Поттер, который ранее участвовал в основной конкурсной программе Берлинского фестиваля — 2017. В камерной трагикомедии, действие которой целиком происходит в небольшой квартире, снялось сразу несколько британских звезд: Киллиан Мерфи, Эмили Мортимер, Тимоти Сполл и так далее.
Снял же фильм советско-российский оператор Алексей Родионов, более всего известный по работе над картиной «Иди и смотри» Элема Климова. В разные годы он снимал Дэвида Духовны, Венсана Переса, Тильду Суинтон и других. ТАСС поговорил с заслуженным деятелем искусств России о работе с европейскими звездами и о том, почему кино на пленке скоро вернется в моду.
— Как так получилось, что вы взялись работать над «Вечеринкой»? Вы же не так уж часто работаете с Салли Поттер.
Да, действительно, я работал с Салли Поттер с большими перерывами: «Орландо» снимался в 1992 году, «Да» — в 2003. «Вечеринка» для меня был такой блиц-проект. Я узнал о нем за месяц до начала съемочного периода, затем последовали две недели подготовки и пятнадцать дней съемок, вот и все. Успели обсудить сценарий и техническую сторону, сделать предварительные пробы, подготовить аппаратуру, пообщаться с операторской группой и так далее.
По сравнению с тем, как процесс строится у нас, там как-то более организовано все. Нельзя сказать, чтобы это были сложные съемки: все происходило в павильоне, что сильно упростило и ускорило процесс. Эта картина в принципе близка к театру. За исключением того, что зритель находится не на расстоянии 10–30 метров, а раз в десять ближе. А так соблюдается классический театральный принцип: единство времени и места действия.
В общем, съемки «Вечеринки» были для меня, наверное, самой легкой работой в моей жизни.
— А какая работа была самой тяжелой?
— Не знаю, может быть, съемки «Generation P». Они проходили очень долго, постоянно прерывались, были проблемы с финансированием и организацией производства.
— «Вечеринка» — это черно-белое кино. Насколько оправданно это решение? Понятно, что во времена черно-белой пленки это было техническим условием. А теперь это, получается, такая стилизация?
— Многие режиссеры сегодня хотели бы снимать свое кино черно-белым. Однако это желание не находит поддержки со стороны продюсеров и прокатчиков.
Кстати сказать, «Вечеринка» существует в двух версиях, есть и цветная. Но режиссер однозначно решил снимать черно-белое кино.Другой пример современной черно-белой картины — «Белая лента» Михаэля Ханеке. Картина снималась на цветную пленку, изначально она была запущена вообще как сериал, кажется. На мой взгляд, сегодня черно-белое изображение — это несколько претенциозное решение. Когда-то было только черно-белое кино, другого и не было, теперь же отсутствие цвета выглядит приемом. Впрочем, правил тут никаких быть не может.
Бесспорно удачный пример современного черно-белого кино — «Артист». На мой взгляд, там все гармонично. Не хочется даже и представить это изображение в цвете, но об этом, впрочем, нет и речи.На мой взгляд, настоящее черно-белое кино — это проекция пленочного позитива, изображение в котором сформировано металлическим серебром. Тогда-то и возникает эта прелесть богатства полутонов, прозрачность светов и отсутствие мертвого угольно-черного тона в самых глубоких тенях. Первый пример, который приходит в голову, — фильм Жан-Люка Годара и оператора Рауля Кутара «На последнем дыхании». Картина вся пронизана светом.Выбор черно-белого изображения для фильма «Вечеринка» режиссер объясняет следующим образом: цвет отвлекает от восприятия сущности персонажа, изображение становится более физиологичным, добавляет картине ненужные черты жанрового фильма.
— В «Вечеринке» снялся весь свет британского кино: Кристин Скотт Томас, Киллиан Мерфи, Эмили Мортимер, Тимоти Сполл и так далее. Есть какая-то разница между работой на площадке с артистами-звездами и не такими заслуженными профессионалами?
— Ну да, конечно, они как минимум замечательно чувствуют камеру. Но это всего лишь ремесло. Подлинный талант в другом — в способности выразить внутреннее состояние персонажа минимальными средствами, не показывая, не обозначая и не объясняя.
Кстати, наверное, одно из главных достоинств «Вечеринки» в том, что Салли удалось собрать таких классных актеров на одной площадке. Я среди такого созвездия замечательных артистов в пределах столь ограниченного пространства еще ни разу в жизни не работал.Почти все снималось ручной камерой, и я был очень близко к актерам, на расстоянии метра, может, и ближе, то есть я был внутри действия. Кроме того, сцены длиной по 5–10 минут снимались не кусками, а целиком, несмотря на то, что в результате монтаж довольно быстрый, и даже если камера была сосредоточена на одном или двух артистах, все остальные тоже присутствовали, даже если они не были в кадре, и играли в полную силу. Меня, признаться, удивило, что актерам это нравилось. Наверно, потому что градус напряжения постоянно в воздухе присутствовал, как при работе на театральной сцене.
Оставить комментарий