До вручения очередных наград Американской киноакадемии «Оскар» – главной мировой премии в области кинематографа – остаются считанные дни. Скандалы и критика премии остались позади, профессиональные гильдии определили своих фаворитов, и теперь самое время делать ставки на лучший фильм по итогам 2015 года. Несмотря на то, что в этом году в главной оскаровской номинации представлено восемь фильмов, реальные шансы на заветную статуэтку есть, пожалуй, только у трех. Это в первую очередь лидер номинаций – фильм «Выживший» от прошлогоднего триумфатора «Оскара» Алехандро Гонсалеса Иньярриту, обласканная критиками социальная драма «В центре внимания» Тома МакКарти и завоевавшая премию Гильдии продюсеров Америки сатирическая комедия «Игра на понижение» Адама МакКея.
«В центре внимания» – финансисты и политика
Итоги призового расклада американской гильдии продюсеров часто сходятся с «Оскаром» за лучший фильм, именно поэтому «Игра на понижение» формально главный претендент на победу по итогам 2015 года. История о нескольких служащих банков и частных инвестиционных фондов, предугадавших кризис 2008 года, в условиях нынешней экономики все еще остается актуальной. МакКей в популярной форме излагает зрителям суть американского «ипотечного пузыря». Насыщенный шутками и саркастическими насмешками сценарий, бойкий монтаж, яркие вставки с объяснениями всех сложных экономических терминов и потрясающий актерский состав – Кристиан Бейл, Райан Гослинг, Брэд Питт, Стив Карелл (все не в самых привычных для себя образах) – дают фильму большой шанс на получение главного «Оскара» или как минимум награды за лучший адаптированный сценарий.
Еще один актуальный претендент на победу – «В центре внимания» Тома МакКарти. Получивший отличные рецензии фильм, кстати, тоже основанный на реальных событиях, в этом году отвечает за главный, как всем кажется, тренд каждой оскаровской церемонии – политику. «В центре внимания» – история о журналистах Boston Globe, раскрывших самую крупную сеть священников-педофилов. Рассказанная МакКарти история тонко и точно разыграна отличным актерским ансамблем во главе с Майклом Киттоном, Марком Руффало и Ливом Шрайбером, который, кстати, совсем недавно уже обличал священников-педофилов в сериале «Рэй Донован». У фильма «В центре внимания» также хороший шанс на получение премии «Оскар» в номинации «Лучший оригинальный сценарий».
Лео идет за «Оскаром»
«Выживший» заявлен сразу в 12 оскаровских номинациях, однако прошлогодний успех, с которым Иньярриту легко завоевал звание главного любимца Голливуда, не может не отразиться на раскладе нынешнего года. В отличие от виртуозного «Бердмэна», который получил сразу три главные статуэтки (за лучший фильм, режиссуру и сценарий), «Выживший» – история более простая, но менее симпатичная Голливуду, с которым Иньярриту щедро заигрывал в «Бердмэне». Охотник Хью Гласс в исполнении Леонардо Ди Каприо остается наедине с суровой природой Дикого Запада и чувством мести к предателю Джону Фицджеральду (Том Харди). Грезящий «Оскаром» шестикратный номинант на премию Американской киноакадемии Ди Каприо демонстрирует в кадре всю свою силу и упорство, сопоставимое с тем, что академики проявляли на протяжении 20 лет, игнорируя талантливые работы актера. В этом году все может измениться – не зря же Ди Каприо из холеного красавца превратился в одичавшего, бородатого Хью Гласса.
«Выживший» – фильм для него и о нем, не заметить этого невозможно. Поэтому, даже если Иньярриту в этот раз все-таки не получит «Оскар», Ди Каприо статуэтка гарантирована. Кроме того, «Выжившего» могут отметить и в операторской номинации. Эммануэль Любецки, который получал «Оскар» два года подряд – собственно за «Бердмэна» и за «Гравитацию» Альфонсо Куарона – вновь сотворил чудо, поэтому и третий «Оскар» у него, кажется, не за горами.
Безумный выбор и низкие шансы на победу
Самым радикальным и оттого самым невероятным будет решение киноакадемиков наградить фильм Джорджа Миллера «Безумный Макс: Дорога ярости», ставший, безусловно, лучшей картиной прошлого года и более чем достойным возвращением франшизы про Макса Рокатански на большой экран. Воин Рокатански в исполнении Тома Харди вместе с жесткой Фуриосой, которую блистательно сыграла Шарлиз Терон (но, к сожалению, не была отмечена номинацией на «Оскар»), пытаются покинуть Цитадель, где царят зло и порок, возведенные в культ беспощадным тираном. Двухчасовой фильм, в котором герои, по сути, едут из пункта А в пункт Б, сделан с удивительным драйвом и режиссерской силой. Экшн у американских киноакадемиков никогда не был в почете, однако не отметить режиссерской наградой Джорджа Миллера – значит попросту не заметить этот, без сомнения, лучший образец жанра за последние несколько лет. Кроме того, «Безумный Макс: Дорога ярости», вероятно, будет отмечен в большинстве технических номинаций и категории за грим и прически.
Шансы на победу у ветеранов Голливуда Ридли Скотта и Стивена Спилберга в этом году совсем малы. Заявленный в семи номинациях «Марсианин» Скотта продолжает заданную Миллером и Иньярриту тенденцию этого года – историю борца-одиночки. У Скотта биолог Марк Уотни (Мэтт Дэймон, номинированный на «Оскар» как лучший актер) в ходе неудачной марсианской миссии остается один на далекой планете и вынужден как-то выживать на протяжении четырех лет, пока за ним не прилетит следующая миссия. Герой Дэймона, в отличие от Хью Гласса и Макса Рокатански, опирается не на физическую силу, а на свои умственные способности и чувство юмора, и таким образом приспосабливается к жизни в разряженной атмосфере Красной планеты. Однако обаяние Мэтта Дэймона не способно спасти этот фильм, на «Золотом глобусе» получивший, кстати, статуэтку в категории «Лучшая комедия/мюзикл». Так как на «Оскаре» такого разделения нет, «Марсианин» выглядит здесь явным аутсайдером. Как, к сожалению, и филигранная работа Стивена Спилберга «Шпионский мост», посвященная роли «маленького человека» в истории «большой войны». Бруклинский адвокат Джеймс Донован (Том Хэнкс) становится пешкой в играх ЦРУ и КГБ. Ему поручено договориться об освобождении захваченного в СССР американского пилота в обмен на советского шпиона Рудольфа Абеля. Последнего в фильме Спилберга виртуозно играет британец Марк Райлэнс, который при любом другом оскаровском раскладе вполне мог бы быть отмечен премией Американской киноакадемии за роль второго плана.
Однако в этом году ему противостоит ветеран Голливуда Сильвестр Сталлоне, вернувшийся после долгих десятилетий в образе легендарного Рокки Бальбоа в фильме Райана Куглера «Крид: Наследие Рокки». Награждение Сталлоне первым в его карьере «Золотым глобусом» гости церемонии встречали бурными аплодисментами. Правда, гильдия актеров (которая и выбирает фаворитов в актерских оскаровских категориях) его не отметила не только призом, но даже номинацией. Актеры гильдии предпочли Идриса Эльбу, который при этом в оскаровские списки даже не попал.
Из комнаты – за «Оскаром»
Особняком в восьмерке номинантов на премию американской киноакадемии за лучший фильм 2015 года стоят две независимые «женские» драмы – это «Бруклин» Джона Краули и «Комната» Ленни Абрахамсона. Фильм Краули – редкая в последнее время удачная мелодрама, срежиссированная стильно, тонко, без передергиваний. Молодая ирландка Эллис Лэйси (Сирша Ронан, номинированная в категории «Лучшая актриса») покидает свою родную деревню и отправляется на поиски свободы в Америку. Поначалу неуютный и шумный Нью-Йорк 50-х годов прошлого века становится для Эллис своим, как только она встречает любимого парня – итальянского сантехника Тони, однако кажущаяся любовь всей жизни ставится под сомнение, когда Эллис в силу трагических обстоятельств приходится вернуться в родную Ирландию и встретить там обаятельного рыжего парня Джима. Сирша Ронан, со своей совершенно нетипичной для современного кино и вообще мира внешностью, создана для такой трогательной ретрокартины о нелегком выборе, который приходится делать каждому.
Однако в этом году 21-летняя актриса вряд ли получит статуэтку – главной ее конкуренткой стала не обласканная критиками любимица Голливуда Дженнифер Лоуренс и не двукратная обладательница «Оскара» Кейт Бланшетт, сыгравшая в драме «Кэрол» объективно не лучшую свою роль. И даже не британка Шарлотта Рэмплинг, которая, несмотря на поистине великие заслуги перед кинематографом, не имеет ни одного «Оскара» и вряд ли за работу в камерной драме «45 лет» его получит. А еще недавно неизвестная широкому кругу зрителей 26-летняя Бри Ларсон, которая за свою роль в фильме «Комната» уже успела собрать весь набор наград, влияющих на итоги «Оскара».
В «Комнате» рассказывается о похищенной много лет назад Ма (Ларсон), которая безвылазно живет в крохотной комнате со своим пятилетним сыном, родившимся от похитителя и, соответственно, ничего, кроме комнаты, за свою жизнь и не видевшим. Начинающаяся как сильная, крайне жесткая драма «Комната» Ленни Абрахамсона, к сожалению, не сдерживает до конца свой психологический накал, однако Бри Ларсон с гордостью и невероятным актерским талантом «тянет» весь этот сложный фильм на себе. Так что работа вполне достойна «Оскара».
Оставить комментарий