Название темперных красок происходит от латинского слова temperare, что переводится как «смешивать». Они представляют собой сухие пигменты, которые смешивают с клеем. Изначально их делали из минералов, но теперь их получают химическим путём.
До пятнадцатого века не существовало масляных красок и художники использовали темперные. Благодаря особому стилю рисования ими, художники продолжают их использовать и в наши дни. Рисование темперой — это старинная яркая и быстрая техника. Истории использования темперы более трёх тысяч лет. Ещё в древнем Египте использовали такие краски для росписи саркофагов.
Перед использованием цветные порошки разбавляют жидкостью: натуральным клеем, яйцом или молоком. Можно приобрести готовые краски или только пигменты, чтобы приготовить темперу непосредственно перед рисованием. Последний способ позволит получить наиболее качественные и долговечные краски. Это видно по сохранившимся произведениям искусства, возраст которых составляет сотни лет.
Темпера — это нечто среднее между акварелью и маслом. Она обладает некоторыми особенностями этих красок по виду и технике работы.
Материалы
Поверхность для рисования может быть практически любой. Бумагу лучше выбрать обычную, без шероховатой текстуры, тонированную или акварельную. Но при рисовании темперой она может собираться волнами и моментально впитывать воду, оставляя на кисти сам пигмент. В магазинах можно найти специальный картон для рассматриваемого вида красок. На нем проще рисовать, но он тоже поглощает воду. К тому же, сохнуть будет дольше. Подойдёт и загрунтованный холст. Он лишен недостатков предыдущих материалов, но стоит дороже и по этой причине не подходит для начинающих. Приобрести все материалы для рисования можно на сайте гогетарт, здесь также можно приобрести акварельные краски.
Кисти понадобятся различной формы и размера. Подойдут кисточки из беличьего, хоревого и куньего меха.
В процессе работы не обойтись без основных цветов темперы: чёрного, коричневого Ван Дейк, сиреневого, синего кобальта, изумрудного зелёного, веронского зелёного, коричневого зелёного, тёмного красного, кармина, киновари, пурпура красного, желтой охры, натуральной и тёмной желтой охры, светлого кадмия жёлтого, лимонного и темного, цинкового и титанового белого. Остальные можно получить смешиванием имеющихся.
Данные краски продаются в баночках, флаконах и тюбиках. Их нужно разбавлять клеем или желатином, подогретым на пару.
Темпера водорастворимая после высыхания светлеет и этот эффект нужно учитывать и не забывать о нем.
Техника работы
Начинайте практику с изображения простых композиций одним или несколькими цветами. Старайтесь изображать их наиболее реалистично. С опытом вы научитесь смешивать тона и передавать свет, тени и их переходы друг в друга.
Особенность темперы состоит в том, что в процессе работы допустимо совершать небольшие ошибки. Их легко закрасить. Поэтому рисование темперой проще, чем акварелью.
Не существует четких правил рисования этим материалом. Есть советы. Например, не рекомендуется начинать с тёмных тонов. Это затруднит переход к светлым. Обычно на холсте делают подмалёвок и начинают покрывать его мазками. Темперой лучше рисовать пастозными мазками, чем маслом. Но она хороша и в прозрачных слоях, допуская использование техники лессировки. Её также можно сочетать с акварельной лессировкой. Она хорошо разводится водой и ей можно рисовать как акварелью, избегая использования белил. Но не стоит увлекаться таким стилем рисования или добавлять много воды. Чрезмерно разбавленные краски теряют в насыщенности цвета. Недостатком темперы может послужить быстрое высыхание красок, из-за чего художнику приходится работать быстро. Таким образом, дорабатывать уже нанесенные слои становится невозможным. Кобальты очень быстро высыхают даже на палитре и их нужно смачивать водой. Если перед рисованием пропитать холст водой, то мазки становятся «подвижными».
Современные темперные краски после высыхания не смываются водой и не требуют покрытия лаком.
Автор: Петр Говорухин
Оставить комментарий