В музее-заповеднике «Петергоф» открылась новая экспозиция — «Петергофские дачники». Собственно, это целый новый музей, ибо под выставку отведен весь второй этаж Фермерского дворца (15 залов, более 300 экспонатов) и большой кусок окружающего парка «Александрия». Ландшафтный дизайн наглядно представляет прелести вольной дачной жизни царствующих особ и их приближенных. Экспозицию решено сделать постоянной. На открытии все сотрудники музея перевоплотились в дачников XIX века. Директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, в белом кисейном платье, вертит в руках хрупкий китайский зонтик: «Это подлинно историческая вещь, летний зонтик моей бабушки!» Рядом барышни играют в крокет, кто-то пытается взобраться на ходули, роняя соломенную (тоже аутентичную!) шляпку, господин в канотье прямо у мольберта набрасывает пейзаж…
— Так и проводили летний досуг несколько поколений Романовых, когда венценосным особам удавалось на время отвлечься от придворных условностей, — рассказывает заведующий отделом «Музеи Александрии» Вадим Снакин. — Кто-то катался на велосипеде, кто-то предавался рыбной ловле, сбору грибов, конным или пешим прогулкам.
Вокруг царской семьи в Петергофе увивалась знать: аристократы и сановники. Позже подтянулся и творческий бомонд. В Петергофе снимали дачи Бенуа и Врубель, Матильда Кшесинская и Чайковский, Тургенев и Некрасов… Не случайно в русских романах местом действия так часто избирается дача. В Петергофе князь Мышкин объяснялся с Аглаей. Анна Каренина на здешней даче объявила Вронскому, что ждет от него ребенка. На втором этаже Фермерского дворца — все, как было (или могло бы быть), когда писатели собирали материал для своих произведений. Вот комната с нотами и роялем: за таким музицировал Антон Рубинштейн. Разбросаны клавиры с пометками, раскрыта недочитанная книга…
А у окна — интерактивный экран в старинной раме. По мановению руки экскурсовода он заполняется акварельным пейзажем. Здесь вообще широко использованы современные технологии: в зеркалах то и дело отражаются таинственные незнакомки. Сложноустроенный шкаф-«часы» подобно телевизору высвечивает фрагменты дачной жизни, воссозданные по старым фотографиям, и показывает время суток, в которое должны были происходить купание, чай, вечерние забавы… Второй этаж Фермерского дворца часто использовался как «великокняжеское общежитие». Когда Александр III после убийства отца и смерти матери «музеефицировал» их нижние покои («здесь все останется так, как было при родителях»), второй этаж стал использоваться очень активно. Здесь жили молодые отпрыски царского рода, здесь была рождена великая княжна Ирина, внучка Александра III, впоследствии — жена Феликса Юсупова, убийцы Распутина…
Ну где еще увидишь гардероб балерины Кшесинской? А тут можно полюбоваться дачным платьем и шляпками. Не менее интересны тексты на планшетах — здесь и объявления об аренде дач, и цены, и меню, и рецепты. «Жаркое из поддельного зайца», например. Или «земляничное мороженое». Бутылка шато лафит стоила 3 рубля. До дач на извозчике — 60 копеек за час (ехали 5-6 часов). Завершить экскурсию Елена Кальницкая предлагает в кинозале: в фильме, где о дачной жизни вспоминают и рассказывают, например, писатель Даниил Гранин, профессор Татьяна Черниговская, редактор журнала «Звезда» Яков Гордин, член семьи Бенуа Марианна Шретер и другие знаменитые петербуржцы.
Оставить комментарий