Провести весь день за прослушиванием живых исполнений камерных сочинений Бетховена, побывать на мировой премьере нового произведения, написанного в честь венского классика, и выбрать между двумя интерпретациями его Пятого концерта — эти и другие способы отметить 250-летие гения предлагают меломанам столичные концертные институции.
Бетховен-марафон (Московская консерватория)
Пожалуй, самую масштабную акцию к круглой дате устроила Московская консерватория. Начиная с 14 декабря в ее Рахманиновском зале с 11 утра и до позднего вечера звучит музыка Бетховена. Цель амбициозная: исполнить все его камерные произведения. А это, например, 10 сонат для скрипки и фортепиано, 13 трио, 16 квартетов и многое другое. Какие-то из них звучат достаточно часто, какие-то — настоящие раритеты. Но главное, слушая один опус за другим, можно проследить эволюцию стиля композитора.
Среди исполнителей есть и звезды. Например, пианисты Арсений Тарасевич-Николаев, Ксения Башмет, скрипач Никита Борисоглебский, контрабасист Григорий Кротенко. Впрочем, общий высокий уровень интерпретаций гарантирован даже не громкими именами, а статусом самой консерватории, которая бы просто не допустила некачественного подхода к столь масштабному проекту.
Впереди еще два дня, в каждом — по четыре сеанса (11:00, 14:00, 17:00, 20:00).
Юбилейный концерт Государственного симфонического оркестра «Новая Россия» (Концертный зал «Зарядье»)
Юрий Башмет решил отпраздновать одним концертом сразу два юбилея — не только Бетховена, но и собственного коллектива «Новая Россия». В программе вечера к 30-летию оркестра — пожалуй, самое известное произведение композитора: Пятая симфония. Меломаны, конечно, могут со скепсисом отнестись к такому очевидному выбору, хотя разобраться, что нового в этой хрестоматийной партитуре услышит Башмет, — небезынтересно. Но главная интрига в другом.
С великим сочинением Бетховена будет соседствовать мировая премьера нашего современника Валерия Воронова «Ступающий во сне». Пояснение в анонсе указывает на источник вдохновения и, видимо, основу музыкального материала: это Andante con moto Бетховена (вторая часть той самой Пятой симфонии). Таким образом, «Новая Россия» не только напомнит об одном из главных шедевров классика, но и продемонстрирует, как оно отзывается в музыке XXI века.
Бетховен-250 (Московский международный Дом музыки)
Аккурат в день рождения композитора — 17 декабря — на сцену Светлановского зала Дома музыки выйдет Национальный филармонический оркестр России и его худрук, главный дирижер Владимир Спиваков. Вместе с пианистом Александром Романовским они исполнят два фортепианных концерта Бетховена — Четвертый и Пятый («Император»).
Первоначально планировалось, что солировать будет британец Джон Лилл, но по понятным причинам от услуг зарубежных гастролеров пришлось отказаться. Романовский, впрочем, фигура не менее достойная: лауреат Конкурса имени Чайковского, номинант «Грэмми», он выступал на ведущих площадках мира. Да и Бетховен ему близок: на престижном лейбле Decca пианист выпустил запись его «33 вариаций на вальс Диабелли».
Добавим, что фортепианные концерты хоть и хорошо известны, но всё же не столь заезжены, как, например, некоторые симфонии и сонаты. Поэтому выбор программы ММДМ для празднования юбилея Бетховена выглядит разумным компромиссом между ожиданиями меломанов и широкой публики.
Оркестр Московской филармонии, Юрий Симонов, Валерий Афанасьев (Концертный зал Чайковского)
Вместо монографической программы Московская филармония предлагает меломанам в «красный день календаря» послушать Бетховена вместе с другим венским классиком — Моцартом. Первый и Пятый фортепианные концерты будут чередоваться с увертюрами к «Дон Жуану» и «Волшебной флейте», а на сцену выйдут Академический симфонический оркестр Московской филармонии под управлением Юрия Симонова и один из лучших, самых оригинальных российских пианистов Валерий Афанасьев, известный также как писатель.
Таким образом, меломанам предстоит в этот вечер выбрать между двумя интерпретациями одного произведения. Кто лучше сыграет «Императора» — Афанасьев и Симонов или Романовский и Спиваков? Можно предположить, что в Филармонии интерпретация будет оригинальнее, смелее, может даже провокационнее: Афанасьев склонен к неожиданным прочтениям. Да и соседство с Моцартом в данном случае выглядит неслучайным и концептуально осмысленным.
Людвиг ван Бетховен (к 250-летию со дня рождения) (Концертный зал Чайковского)
Бетховенские программы продолжатся в Москве и после 17-го. Так, 20-го Башмет опять исполнит Пятую симфонию с тем же коллективом. Причем дважды за день: в 16 и 19 часов, чтобы все желающие смогли это услышать, несмотря на ограничительные меры в 25% заполняемости зала. А вот вместо сочинения Воронова будет звучать Третий фортепианный концерт Бетховена. Солист — победитель Конкурса им. Чайковского Дмитрий Маслеев.
Очевидно, это вариант как раз для более массовой аудитории, чем вечер в «Зарядье», — все-таки зрители, которые хотят услышать Пятую симфонию Бетховена, вряд ли столь заинтересованы в авангардных экспериментах, и наоборот. Да и возможность насладиться таким виртуозным сочинением, как Третий концерт, обаятельного молодого пианиста — приятный бонус.
Оставить комментарий