Сегодня в Музее истории религий учат взаимоотношениям с разными религиозными культурами и организациями. Но были времена, когда и сам музей переживал период непростых отношений с одной из таких организаций – РПЦ. Более полувека, с 1932 года, музей занимал Казанский собор – одно из красивейших и знаменитых зданий Санкт-Петербурга. Сотрудники уверены, что для собора некогда было удачей то, что там сделали музей.
Согласно сохранившимся документам, с 1929 года памятник архитектуры был бесхозным. И когда научные работники начали обживать здание, выяснилось: подвалы нужно просушивать, а чердаки очищать от голубиного помета – этим и занялись в первую очередь работники созданного музея.
В 1991-м было решено вернуть собор Церкви. Практически сразу музею нашли новое здание – казалось бы, не так далеко, на Почтамтской улице (кстати, неподалеку от обсуждаемого сегодня Исаакия). И все же для сотрудников тот переезд оказался тяжелым, рассказывает заместитель директора по научной работе музея Екатерина Терюкова.
«Все годы в Казанском соборе мы имели огромную аудиторию», – признается Терюкова. А после знаменитого здания на центральном проспекте, которое само по себе привлекало посетителей, музей въехал в бывшее жилое помещение. До революции оно принадлежало почтовому ведомству, некогда здесь были расположены жилые квартиры.
Пришлось не просто все переделывать, а менять сознание самих сотрудников. На новом месте в их распоряжении были не огромные площади со сводами, а небольшие компактные залы, в которых радикальную реконструкцию проводить было нельзя. В течение восьми лет, что длился переезд, музей не делал экспозиций. Фактически выпал из выставочной жизни и общественного внимания, несмотря на то что сотрудники продолжали научную деятельность. Сотрудники точно знают, что музей – это нейтральное пространство. Здесь не агитируют и не проповедуют, но рассказывают и просвещают.
Екатерина Волкова, заведующая отделом по связям с общественностью, делится своими наблюдениями.
Как ни странно, порой даже религиозные люди не все знают о вере, которой придерживаются. «Далеко не всегда носители культуры знают свои традиции, – продолжает Екатерина Терюкова. Мы как-то проводили лекцию для татарской общины – людей, которые ходят в мечеть. И нам было важно то, с каким интересом они слушали».
Пожалуй, самый необычный и неожиданный опыт работы музея за последний год – экскурсия и мастер-класс для детей из семей мигрантов. Вместе с фондом «Дети Петербурга» сотрудники провели несколько занятий для ребят, которые не ходят в школу, да и русский язык зачастую почти не знают.
В группе были школьники от 7 до 13 лет. Большинство из них, в принципе, впервые пришли в музей. После экскурсии детям организовали мастер-класс: они делали оттиск страницы Корана. «Свои работы дети с удовольствием забрали домой, – рассказывает Екатерина Волкова. – Многие впервые в жизни получили деньги на карманные расходы, учились их тратить – например, покупать сладости и воду в автомате». После первого удачного опыта провели еще одно занятие. Но главная проблема таких групп в том, что дети не посещают занятия регулярно.Во второй раз экскурсию посвятили буддизму – ребята были уже другие. Так же, как и в первый раз, слушали и участвовали в мастер-классе с интересом, говорят сотрудники музея. Однако с собой поделки уже не забрали.
Оставить комментарий