Конец 1890-х годов. Молодой Лейба Бронштейн (Константин Хабенский) провоцирует бунт заключенных тюрьмы в Одессе, протестуя против избиения соседа по камере. Надзиратель Троцкий (Сергей Гармаш) рассказывает юному революционеру, что другими, менее жестокими способами дисциплину среди осужденных по различным статьям (в том числе и за убийство) преступников поддерживать очень сложно — и даже невозможно.
Бронштейн не соглашается, но слова пожилого тюремщика запоминает, а когда нужно придумать новый псевдоним, называется Львом Троцким.
Уже по этим именем он встречается в Швейцарии с Владимиром Ульяновым-Лениным (Евгений Стычкин), чуть позже состоится знакомство с Александром Парвусом (Михаил Пореченков). А в 1918-м уже известный революционер и самый главный командир Красной Армии приедет на бронепоезде к отступившим без приказа бойцам и прикажет расстрелять каждого десятого. А еще через двадцать лет, в 1940-м, к Троцкому, который находится в изгнании в Мексике, приедет журналист Джексон (Максим Матвеев), убежденный сталинист, который будет брать у него последнее интервью.
Первый канал начинает показ сериала «Троцкий» — подробного байопика одного из лидеров большевиков, создателя Красной армии и политического течения, названного его именем. К столетию Октябрьской революции российские телеканалы подготовились, в принципе, очень хорошо — настолько, насколько было возможно хорошо подготовиться к дате, которая, по большому счету, вот уже четверть века не является государственным праздником.
Более того — те же двадцать пять лет различные политики регулярно призывают провести окончательную и полную декоммунизацию и распрощаться с наследием устроенного большевиками в 1917 году переворота. Так что два больших сериала (кроме понятных документальных фильмов) со звездами кино в главных ролях — уже серьезное достижение.
Конечно, сейчас и речи быть не может о том, чтобы делать из Октябрьской революции некое сакральное событие. В «Демоне революции» на канале «Россия 1», к примеру, озвучивается популярная (но толком не доказанная) теория — что все революционные события 1917-го были организованы по сговору германских властей и большевиков и на немецкие деньги. Первый канал решил пойти более сложным путем, рассказав без прикрас об одном из самых оболганных персонажей советской историографии.
Это, конечно, Лев Троцкий, все заслуги которого перед молодым Советским государством были забыты, когда в конце 20-х он проиграл аппаратную борьбу Сталину, лишился всех постов и членства в партии, а потом был выслан из страны.
До горбачевской перестройки имя Троцкого находилось в СССР под негласным запретом. При Сталине о нем упоминали, правда, но только как об основоположнике «троцкизма» — течения, с которым правоверный коммунист должен был бороться, не щадя живота своего.
«Краткий курс истории «ВКП (б)», закрепивший официальную версию создания Советского государства, отвел Троцкому роль одного из главных противников Ленина — и, разумеется, сохранившего ленинский курс Сталина. После смерти «отца народов» запрет на имя Троцкого остался, но в сильно ослабленном виде, и он (наряду с Зиновьевым и Каменевым) появился в фильме 1958 года «В дни Октября», экранизации книги Джона Рида «Десять дней, которые потрясли мир».
В 90-е и нулевые ни о каких запретах речи не шло, появлялись и биографические книги, и художественные фильмы — как, к примеру, «Троцкий» 1993 года, поставленный по сценарию Эдуарда Володарского, на форму подачи материала которого сериал «Троцкий», кстати, похож очень сильно. Постоянные скачки во времени — из Мексики 1940-го в Поволжье 1918-го, из Одессы конца 1890-х обратно в Мексику. Будут и другие остановки — создатели нового «Троцкого» намерены показать всю жизнь своего героя. В принципе, конечно, в этом нет ничего удивительного. Личности, обладающие харизмой и организаторскими способностями, пробиваются наверх — особенно в таких небольших сообществах, какими были организации социалистов в начале своего пути. И Троцкому удалось не затеряться на фоне остальных теоретиков, изучавших марксизм и готовивших революцию — например, в 1903 году Плеханов даже воспрепятствовал включению Троцкого в редколлегию «Искры», опасаясь усиления сторонников Ленина.
Но он не сразу примкнул к большевикам — правда, не был и ярым сторонником меньшевиков.
Во время первой русской революции, в 1905-1907 годах, Троцкий был одним из создателей и руководителей Петербургского совета рабочих депутатов, и тогда же вместе Александром Парвусом герой «Демона революции» канала «Россия 1») разработал свою версию теории «перманентной революции».
В состав «РСДРП (б) Троцкий вошел только летом 1917-го, так что после Октябрьской революции оказался на стороне победителей — тем более что он сделал для успеха переворота очень много, больше, чем кто-либо еще, благодаря тому, что был председателем Петросовета и организатором Военно-революционного комитета.
Он же «перетянул» (или как тогда говорили, «распропагандировал») на сторону большевиков кронштадских матросов — одну из главных ударных сил революции. Так что если бы Троцкий не проиграл Сталину, все советские школьники внимательно бы изучали и его биографию тоже — как, например, создателя Красной армии и наркома по военным и морским делам сначала в РСФСР, а потом и в СССР, а также главного переговорщика от Страны Советов во время заключения Брестского мира.
Может быть, и еще совершил бы что-либо выдающееся, но по привычке начал отстаивать собственное мнение и выяснил, что в новых условиях это очень опасное занятие. Гораздо опаснее, чем готовить революцию против царя. В представленной журналистам первой серии Троцкий во время своего падения не показан. Там есть пожилой человек (на момент смерти ему было 60 лет), немного уставший от постоянной борьбы, растянувшейся на несколько десятилетий, но не расставшийся со своими убеждениями. Есть молодой юноша «со взором горящим», который пытается переспорить надзирателя в одесской тюрьме. Есть облеченный властью командир, который готов на все ради выполнения поставленной перед ним задачи и можете перешагнуть через многое — в том числе даже устроить децимацию покинувшему позиции полку.
И в каждой из этих ипостасей есть нечто инфернальное — но больше всего в сценах времен Гражданской войны, когда Троцкий разъезжал по фронтам на огромном черном бронепоезде. Во время презентации один из продюсеров фильма Константин Эрнст даже назвал главного героя поп-звездой.
Выбор Константина Хабенского на главную роль очевидно был подчинен созданию нужного образа.
уже играл Троцкого — в небольшом эпизоде сериала «Есенин» (вышел в 2005-м). Но тогда актер только-только взобрался на вершину успеха (после «Убойной силы» и «Ночного Дозора»), а сейчас этого персонажа играет, фактически, совершенно другой человек — снявшийся в популярных фильмах «Ирония судьбы. Продолжение», «Адмиралъ», «Географ глобус пропил» и не менее популярных сериалах вроде «Белой гвардии» или «Метода».В общем, настоящая звезда современного русского кино — каким и был его персонаж для русской революции сто лет назад. И Троцкий Хабенского, пожалуй, действительно может выйти из демонического бронепоезда, расстрелять каждого десятого — просто за то, что они не справились, — и убедить оставшихся в живых отправиться обратно в бой.
Любопытно, что с сегодняшней точки зрения и сталинизм, и ленинизм уже, по большому счету, ушли в историю — оставив кровавый след на человечестве в целом и на российском государстве в частности. Троцкизм же, с которым Сталин воевал как минимум после революции, в том числе и методом вымарывания этого явления из учебников, оказался поистине интернациональным марксистским течением, сохранившимся и поныне (членом троцкистской партии была, к примеру, британская актриса Ванесса Редгрейв).Пусть не настолько масштабным, как коммунистическое, но сумевшим пережить кризис идентичности, наступивший после распада СССР. И если в сериале будет ответ на вопрос — как такое оказалось возможно? — его задача будет выполнена.
Оставить комментарий