Первая ретроспектива 83-летнего живописца, близкого друга пионеров соц-арта Эрика Булатова и Олега Васильева, организована куратором и галеристом Сергеем Поповым. В этом сезоне у Николая Касаткина открылась уже вторая выставка, почти подряд: прошлая была в Третьяковской галерее как послесловие к масштабному и популярному проекту «Гиперреализм» (см. «Ъ» от 23 апреля). Теперь под лирической вывеской «Оглядываясь назад» московский зритель видит весь творческий путь Касаткина: от первых опытов в духе послевоенного соцреализма к зрелым работам последних лет. Ретроспектива Касаткина в Новом Манеже видится куратору Сергею Попову неким билетом в канон, заявкой на место в сонме дорогостоящих олимпийцев соц-арта и концептуализма. Попов, недавно сделавший большую выставку Эрика Булатова в основном здании Манежа, подчеркивает важность Касаткина и близость его живописи поискам общепризнанных ветеранов семидесятых. Что ж, с общностью приемов спорить трудно, но не стоит и усложнять Касаткина с тем, чтобы наделить его работы интеллектуальным весом.
Суть художника в другом. Пускай Касаткин учился в легендарной МСХШ вместе с Булатовым и другими отцами-основателями, но в душе он остался романтиком пейзажа, а не аналитиком, как именитые коллеги. Было и обязательное для поколения увлечение Робертом Фальком, приведшее к серии ярких натюрмортов, в которых сам художник находит элементы кича. Но картина Эрика Булатова всегда повествует о том, что видимые на ней дали лишь обманка, стена, следы на плоскости холста. Он и другие соц-артисты пишут от противного, апофатически, доказывая, что изображение — ложь, ему нельзя верить. Наоборот, Касаткин, работающий в основном на пленэре в Смоленской области, честно пытается проникнуть в среднюю полосу, дать зрителю ощущение реального пространства. Так в картине появляются элементы рельефа, которые хочется потрогать. Полотно протягивает руку и зовет вовнутрь, раствориться в единении с природой, и только редкие приемы остранения, вроде прямоугольных областей слегка ниже по тону, напоминают о концептуальных построениях Булатова и Васильева. Но они говорят, что личному зрительному опыту доверять нельзя, а Касаткин, наоборот, хочет им делиться. Валентин Дьяконов
Оставить комментарий