Под покровом ночи» (Nocturnal Animals)
Режиссер: Том Форд
Премьера: 8 декабря 2016 года
Рыжеволосая Сьюзан (Эми Адамс) отлично выглядит в свои 30 с небольшим, живет в Лос-Анджелесе в фантастическом доме с неприлично красивым мужем и состоялась как успешный куратор выставок современного искусства. Но это лишь на публике. Дома, без макияжа, она постаревшая и уставшая, с мужем намечается раздор, в современное искусство она не верит, а их семья в шаге от финансового краха. Но она — а вместе с ней и зрители — забудет о проблемах после появления посылки из прошлой жизни: бывший муж написал роман «Ночные животные» и просит прочесть. Сьюзан ложится на диван и начинает читать.
Нас ждет матрешка: фильм в фильме. Внутри матрешки некий Тони (Джейк Джилленхол) едет с женой и дочерью на машине по ночному Техасу. Все тихо-мирно, но на горизонте уже наметились неприятности. Тони — хороший парень, верит в цивилизацию и возможность договориться. И не знает, что делать, когда троица подонков во главе с неким Рэем (Аарон Тейлор-Джонсон, Вронский из британской экранизации «Анны Карениной») сперва начнет его оскорблять, а затем похитит жену и дочь, бросив Тони посреди темной пустыни.
Читающая Сьюзан будет страдать с главным героем и попутно вспоминать про свои отношения с автором, бывшим мужем. Которого во флешбэках играет тот же Джилленхол.
Да, логично, бывший муж не просто так прислал ей рукопись, он этим что-то хочет сказать. Это он — Тони? А она — жена, которую увезли подонки? На что он намекает?
Планы с окровавленным Джилленхолом будут сменяться планами с лежащей на диване с книжкой Эми Адамс. И все они будут идеально продуманы с точки зрения света и цвета, музыки и грима. Потому что это снял Том Форд, который по основной специальности модельер. Впрочем, это уже его второй фильм. Первый, «Одинокий мужчина», выдвигался на «Оскар». «Под покровом ночи», скорее всего, тоже получит номинации. Изображение безупречно. А вот про смыслы стоит поговорить подробнее. «Под покровом ночи» (в оригинале «Ночные животные») — экранизация. В основе фильма лежит роман Остина Райта (1922–2003) «Тони и Сьюзан», который был написан в 1993 году, вышел на русском в 2012-м, а сейчас переиздан под тем же названием, что и фильм.
Отличий между фильмом и книгой довольно много, и некоторые забавны. В картине Тони с женой и дочерью попали в передрягу потому, что оказались вне зоны работы мобильных сетей. В 1993 году мобильных почти не было и писателю не пришлось выдумывать никаких дополнительных обстоятельств. В романе герой, желая изменить жизнь, сбривает усы, в фильме Джилленхол избавляется от ламберсексуальной бородки. Но важнее другое: книга Райта — это зашифрованный в тело двойного психологического триллера сложный диалог писателя с самим собой на несколько важных тем. О том, что такое слабость и что такое сила. О праве на месть и последствиях мести. О взаимоотношениях автора, героя и читателя, которые неизбежно, если книга хорошая, превращаются в любовный треугольник. Образ бывшей жены, читающей текст бывшего мужа, — это лишь эффектная метафора. О том, что жизнь идет по кругу и повторяется. О хороших женах и плохих мужьях, причем плохих на любой вкус. Том Форд сделал фокус, по сути, на одной теме: как творчество дает возможность манипулировать и мстить, и сделал это гораздо эффектнее, чем в книге.
Оставить комментарий