Город. Машины. Небоскребы. Бегущие люди. Какофония рабочего утра… На фоне привычного урбанистического ада разворачивается история камерная, отчасти лирическая, и довольно поучительная. С детективной завязкой. Про новую любовь. Которую людям найти при наших темпоритмах помогают не Амуры со стрелами, а современные технологии с автоматизированными процессами… Спектакль «Механика любви» в МХТ им. Чехова похож на увлекательный психологический эксперимент. Коллективный тест на тему: насколько мы готовы к тому, чтобы наши ожидания соответствовали действительности, а реальная жизнь по наиболее важным и уязвимым параметрам для человека совпадала с идеальной картинкой личного счастья, которую каждый рисует в своем воображении, но далеко не каждый готов принять как данность, для повседневного использования.
После своего дебютного на мхатовской сцене «Телефона доверия» — одного из самых успешных и любимых публикой новых спектаклей на Малой сцене МХТ им. Чехова — режиссер Юрий Кравец (а по совместительству и первый заместитель худрука и директора Художественного театра) создает новый зрительский хит. Как актер, и в прошлом, домхатовском периоде своей работы, первый замминистра культуры Саратовской области и директор Саратовского драмтеатра, он прекрасно знает, на какие истории точно пойдет зритель. Какие сюжеты сделают кассу, тронут душу, и никого не оставят равнодушными, — и этим его первые режиссерские опыты выгодно и выигрышно отличаются от многих узкопрофессиональных изысканий коллег на других московских сценах, исчезающих из репертуаров театров буквально через пару месяцев после премьер. Здесь случай принципиально другой, когда все делается с большим юмором, но всерьез и надолго. В подтверждение тому — обычная повышенная концентрация счастливых лиц в фойе после спектаклей Юрия Кравца.
Герои его «Телефона доверия» (по пьесе Максима Чертанова) обретали личное счастье, выкарабкиваясь из депрессии, и ища поддержку в службе психологической помощи. Кто кому какие проблемы там помогал решать, наблюдать было интересно и весело — это был наглядный театральный практикум по улучшению настроения. В свежей обнаруженной истории на тему поисков семейной гармонии («Механику любви» ставили по симпатичной «футуристической» пьесе «Хуманитас Инжиниринг» молодого автора Марии Зелинской) ситуация доведена до психологического абсурда. Людям катастрофически некогда. Некогда выстраивать отношения, некогда искать свои вторые половинки, некогда заботиться о другом человеке. Любить тоже некогда, но лишать себя этого окончательно не хочется. И состоятельные люди в обществе будущего поручают свои сугубо личные обязанности и ответственности преуспевающей компании, которая занимается ни много ни мало — производством идеальных человеческих моделей для удобной семейной жизни. Мужского или женского пола.
«Я крашусь, а он стоит, ждет, и вроде не торопит, а у него глаза кровью наливаются…»
Услуга эта дорогостоящая: героине спектакля Лере (играет Мария Карпова) копить деньги на создание своего идеального мужчины пришлось несколько лет. Печальное женское обстоятельство — за все это время встретить такого в реальной жизни возможности не представилось… А здесь до мечты — всего несколько шагов: активировать консультанта компании Милу (юная актриса Ульяна Кравец в этой роли ведет линию от робота, выслушивающего исповедь клиентки с участливостью автоответчика, до человека, способного на самые тонкие переживания) — раз. Привыкнуть к тону разговора консультанта — максимальная вежливость при полной безучастности к проблеме — два. Далее — самое важное: четко задать необходимые параметры мужчины (рост, вес, размер ноги, возраст). С личностными характеристиками повозиться приходится подольше — необходимо выставить в процентах, сколько закладывать от сангвиника, сколько от флегматика, и не стоит в этих вопросах полагаться на неосознанный выбор машины. Забота, доброта задается по шкале от одного до десяти. Уровень независимости, обидчивости, терпимости… Индивидуальные моменты — с учетом предыдущего опыта общения с мужским полом. Например, отрицательного: «Я крашусь, а он стоит, ждет, и вроде не торопит, но у него глаза кровью наливаются. А у меня глаза, волосы, губы, и все надо накрасить. Вот мне повторения такого не надо…». Ну и так далее. Вплоть до финального: доверьте все трудности поиска и муки выбора машине, а если вы закончили, нажмите «да», или «нет». Не переживайте и не бойтесь ошибиться: когда модель изготовят, ее характер можно будет корректировать, пока клиент не останется полностью доволен…Явление идеального мужчины Артура в белом (этот груз ответственности лег на плечи актера Виктора Хориняка) — забавный сюжет на тему: пусть все будет так, как ты захочешь, или добро пожаловать в реальность. С предостережением, что пройдет несколько лет из фантастического будущего, и все модели станут сущим адом для своих хозяев. И обескураживающее неожиданным финалом. Когда все модели-роботы оборачиваются людьми. А живые эмоции оказываются гораздо жизнеспособнее запрограммированных чувств. По крайней мере, в московском Художественном театре всегда к этому стремились.
Оставить комментарий