Театр долгое время оставался одной из сфер искусства, в которой практически ничего не менялось: актеры, сцена, занавес, декорации и, конечно, зрители. До недавнего времени сложно было представить, что в театре возможно использовать новейшие информационные технологии. Но сегодня это стало реальностью. Одним из первых внедрять в свою работу ИТ стал Московский драматический театр им. М. Н. Ермоловой.
Проникновение ИТ-решений в жизнь театра началось с создания системы онлайн-трансляции на видеопанель, установленную в одном из окон фасада театра на Тверской улице. С помощью системы можно транслировать спектакли и различные видеоролики о театре и актерах.
Опыт использования системы видеотрансляции оказался успешным, и видеопанели появились во всех четырех окнах фасада. Теперь у зрителя больше возможностей получить информацию о репертуаре театра. Цифровые решения вышли и на основную сцену театра. При постановке спектакля «Портрет Дориана Грея» использовались решения, позволяющие добиться эффекта виртуальной реальности. В декорации постановки были вмонтированы камеры и проекторы. В ходе работы над «Портретом Дориана Грея» возникла необходимость в привлечении видеоинженеров. В результате в театре появилась новая служба, специалисты которой занимаются созданием видеоконтента. Все конструктивные элементы разрабатывались под заказ. Контент и графика дорабатывались прямо по ходу репетиций.
Новая сцена театра им. М. Н. Ермоловой, открывшаяся в 2014 году, оснащена инновационной системой распознавания жестов — Viziware. Она позволяет управлять экраном и вводить данные с помощью простых жестов. Благодаря этой системе зрители могут смотреть мультимедийную афишу театра, делать фото с персонажем театральной постановки и размещать его в социальной сети, «собирать» свой оркестр и совершать виртуальный тур по закулисью. Для руководства театра Viziware — эффективный маркетинговый инструмент и источник аналитических данных о поведении зрителей: система способна собирать и обрабатывать полную статистику о посетителях интерактивной «витрины».
Одной из первых премьер на Новой сцене стал спектакль «Адам и Ева/Шейпинг». В нем использовались видеотрансляции, которые стали активным фоном постановки. Зрители видят большой экран телефона, на котором отражаются мысли, чувства, SMS, «лайки», комментарии — все то, что наполняет жизнь персонажей и всех, сидящих в зрительном зале.
Премьера этого года — спектакль Олега Меньшикова «Счастливчики» — поставлена с использованием ИТ. «Счастливчики» — антиутопическая история о сложных взаимоотношениях в не таком уж далеком 2080-м году между старостью и цивилизацией. Очевидно, что использование технологий при постановке этой темы было необходимо.
«Когда с помощью ИТ подчеркивается талант потрясающих актеров и режиссеров, на сцене получаются замечательные вещи, — отметил президент группы «Ланит», разработчика решений для театра, Георгий Генс. — Даже если технологии являются всего лишь вспомогательными средствами, их интересно использовать: пробовать новые эффекты, обогащать образы. Когда люди творчески подходят к решению сложных технических задач, они начинают по-другому относиться к профессии. Инновационные решения невозможны без вдохновения». Это направление позволило театру наладить новые способы общения со зрителем — социальные сети, виртуальная реальность, онлайн-трансляции. Плазмы в витрине театра в двух шагах от Кремля невозможно не заметить. Естественно, люди обращают на них внимание. В результате новые технологии влияют и на продажи билетов, и на посещаемость.
«Театр сегодня из всех искусств в меньшей степени зависит от современных технологий, — считает художественный руководитель Театра им. Ермоловой, народный артист России Олег Меньшиков. — Кино, например, напрямую зависит от технологий и, на мой взгляд, уже перестает быть искусством. Фильм можно остановить, сделать тише или громче. Здесь зритель — хозяин ситуации. А театр пока еще остается тем местом, куда ты приходишь, и если пришел, то должен принимать предложенные условия. Нравится или не нравится — это другой вопрос. В любом случае тебе предложены условия, и у тебя есть общение сегодня, здесь и сейчас. Это то, что у нас потихонечку уходит из жизни».
По мнению Олега Меньшикова, игнорирование современной жизни и технологий может привести к гибели театра: «Он как губка втягивает весь мир и без технологий не сможет существовать, — говорит художественный руководитель. — Но, конечно, ИТ — это не основа существования. Технологии постоянно меняются, одни приходят на смену другим. И театр должен это учитывать».
Оставить комментарий