Шедевры из лондонской Национальной портретной галереи привезли на выставку «От Елизаветы до Виктории», которая открывается для публики 23 апреля в Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке и продолжает обмен выставками между российским и британским музеями. На выставке, которую мы получили из Великобритании — портреты и культурных, и политических деятелей, и мы начинаем показ с портрета Елизаветы Тюдор. Поверьте, этот портрет в рост в белом платье, когда она стоит на карте Англии, производит неизгладимое впечатление. Мы пытались получить его на выставку в Музеи Кремля, и не получилось. На портрет Шекспира мы даже не претендовали, потому что это — экспонат под первым инвентарным номером из фондов Национальной портретной галереи, и перед отправкой в Москву он оставался в экспозиции галереи дольше всех», — рассказала собеседница агентства.
Музеи обменялись лучшим
Ради столь масштабного выставочного обмена музеи в прямом смысле сняли со стен произведения первого ряда, ради которых многие зрители идут в постоянные экспозиции. В середине марта в лондонской Национальной портретной галерее открылась выставка «Россия и искусство: эпоха Толстого и Чайковского», на которой представлены портреты российских писателей, композиторов и меценатов, чья деятельность оказала влияние на мировую культуру. Проект, который Национальная портретная галерея привезла в Москву, более масштабен и по составу экспозиции, и по временному периоду. Это совершенно неудивительно, учитывая, что английский портрет начал развиваться в XVI веке, в то время как русский — два столетия спустя. Примечательно, что российские экспонаты отбирали лондонские кураторы, они сделали акцент на периоде расцвета портрета в России с 1860-х до начала Первой мировой войны. А для показа в Москве заместитель директора Третьяковской галереи Татьяна Карпова выбрала портреты, в числе прочего раскрывающие мало кому известные связи между Великобританией и Россией.
Джеймс Кук и Кунсткамера
Помимо портрета Елизаветы I Маркуса Герартса Младшего (ок. 1592 г.) и «Чандосовского портрета» Уильяма Шекспира, в Третьяковской галерее можно увидеть портреты Оливера Кромвеля, Исаака Ньютона, Роберта Бернса, Джорджа Гордона Байрона и многих других. Основатель Национальной портретной галереи Томас Карлейл, чье изображение откроет выставку, считал, что хороший портрет стоит десятков биографий и, как зажженная свеча, поможет увидеть скрытое сухими историческими фактами. И тут московского зрителя ждет немало открытий — знакомые по литературным произведениям авторы обретут реальные образы, иногда совершенно отличные от представлений о них. Так, например, Диккенс предстанет молодым щеголем, а Джером К.Джером — довольно мрачным типом. На выставке также демонстрируются портреты обычных граждан, чем-то прославившихся в свое время. Среди них — потрет куртизанки Китти Фишер (Натаниель Хоун, 1765 г.), в обществе которой стремились оказаться государственные мужи и члены королевской семьи, а дамы копировали ее манеру одеваться.
Особая тема английского проекта в Москве — межгосударственные связи, порой причудливые и уж точно малоизвестные. Например, в собрание Кунсткамеры входит коллекция полинезийских артефактов, которые экспедиция Джеймса Кука, после его гибели возвращавшаяся домой, передала командиру Камчатки в знак признательности за радушный прием. Об этой истории напоминает потрет Кука, а портрет Аделины Патти воскрешает в памяти эпизод из «Анны Карениной» Льва Толстого, который отправил свою героиню на концерт оперной певицы, восхищавшей Чайковского и Станиславского.
Межмузейный обмен
Беспрецедентный межмузейный обмен проходит в год 160-летия Третьяковской галереи и Национальной портретной галереи в рамках перекрестного Года языка и литературы России и Великобритании. К выставкам подготовлена обширная публичная программа, мероприятия которой пройдут в двух странах. В частности, в Москве с 18 мая по 29 июня в формате встреч-диалогов пройдут дискуссии на тему «Культурное лидерство в современном мире». Кроме того, в Третьяковской галерее состоится серия кинопоказов «Шекспир и Ко:британская классика на отечественном экране». Если выставки в Лондоне и Москве будут пользоваться зрительским успехом, то через некоторое время зрители смогут увидеть их продолжение с портретной живописью ХХ века.
Оставить комментарий