Казалось, что его словно бы не стало в 2002 году, после истории с фильмом «Кукушка» с участием финских актеров. Хотя Рогожкин продолжал снимать: в 2003 году вышли «Особенности национальной политики», где он был сценаристом; было и еще несколько режиссерских работ. «Кукушке» предрекали премию «Оскар». Да только наш родимый оскаровский комитет картину так и не выдвинул на соискание американской премии. История окутана туманом до сих пор. Тогда всем своим весом ударило семейство Михалковых, и в результате «Дом дураков» Андрея Кончаловского был отправлен на рассмотрение Американской киноакадемии. Сколько копий тогда ломалось — но сломалась душа режиссера. Не то чтобы Рогожкину непременно надо было попасть в Америку, нет, — несправедливость сложно было пережить. Мы все строчили статьи в его поддержку, но ничего это не изменило.
Александр Рогожкин родился в Ленинграде 3 октября 1949 года. Человеком был разносторонне образованным, интеллигентным. Иногда даже странным казалось, что он снимал такое разное и часто жесткое кино. Окончил истфак Ленинградского университета, получил диплом историка-искусствоведа, работал на Ленинградском телевидении, был художником-декоратором на «Ленфильме», учился на художника-графика в Ленинградском пединституте им. Герцена. Потом уже окончил мастерскую Сергея Герасимова во ВГИКе. Активно работал в 90-е, снимал, писал сценарии — делал это и позднее, когда снимал уже реже, только они так и остались на бумаге. Пробивной силы Рогожкин не имел, зато предлагал нелинейные замыслы, которых продюсеры пугались. Как сказал сам режиссер в одном интервью, реализовался он на десять процентов. В общем, не сделал того, что мог, находясь в полной силе.Некоторые его фильмы мало кто знает, а они уникальны. Вспомним «Чекиста», участвовавшего в «Особом взгляде» Каннского кинофестиваля, «Акт», «Караул», отмеченный на Берлинале призом Альфреда Бауэра за инновации. На родине его, правда, оценили иначе. Такие нападки были со стороны армейских чинов, требовавших запретить съемки картины, «порочащей армию». А когда «Караул» был готов, хотели отменить его показ на ММКФ. Кто видел его короткометражную «Болдинскую осень» по Виктору Ерофееву? Да и «Третью планету» мало кто помнит. А ведь она о зоне радиации, и теперь ее можно показывать как самую что ни на есть актуальную. Но история все расставит по местам, и уже в ближайшие дни о фильмах Рогожкина вспомнят.
Его сильно подкосила смерть жены — Юлии Румянцевой. Весной 2011 года она выбросилась с 14-го этажа. Так толком ничего и не выяснилось, что стало причиной. То ли из-за своей предполагаемой болезни, то ли из-за болезни матери, то ли из-за творческой нереализованности молодая и красивая женщина решилась на такой шаг. Как жить после того, как твоя жена добровольно рассталась с жизнью? Вот Рогожкин и замкнулся, почти не давал о себе знать. Разве что близкие люди что-то понимали о том, что происходило в его душе.
Оставить комментарий