На днях Интернет и желтая пресса взорвались заголовками: «Монаху Фотию запретили выступать с Лепсом», «Лучший голос страны под запретом» и даже «Отпел свое». Шумиха была вызвана неучастием монаха Фотия в музыкальном фестивале «Рождество на Розе Хутор», состоявшемся под эгидой Григория Лепса в Сочи 7 января.
Казалось бы, и повод фестиваля — Рождество — вполне богоугодный. И отношения между монахом и его музыкальным наставником и по совместительству «главным грешником страны» Григорием Лепсом сложились душевные. Но выступления монаха на шоу так и не дождались. Хотя, как сообщает пресса, в Сочи его приглашали.
Инцидент сразу породил множество предположений и вопросов, главный из которых: а будет ли Фотий в принципе принимать участие в увеселительных программах, или его талант отныне станет светить только в стенах монастыря? Мнения разделились. Одни рассуждают: гастроли и монашеская аскеза несовместимы, вот, мол, РПЦ монаха и тормознула. Другие считают, что выступать, конечно, Фотию дадут, но дозировано, и исключительно с идейно выдержанным репертуаром — дабы оттянуть от легкомысленной эстрады ее аудиторию: как говорится, «от попсы к попам».
Последнюю версию можно отмести сразу. Ведь во время телеконкурса Фотий исполнил не только бесспорные «По дороге в Загорск» и арию Ленского, но и цветаевский «Реквием», и даже шлягер Григория Лепса «Лабиринт». То есть о духовной цензуре речи пока нет. Да и пропаганды ни монашеского образа жизни, ни РПЦ на сцене не наблюдалось. Хотя, как признался митрополит Калужский и Боровский Климент, в чьем ведомстве и находится Пафнутьево-Боровский монастырь, выступление Фотия на «Голосе», безусловно, ставило перед собой миссионерскую задачу.
«Мы живем в такое время, когда люди называют себя православными, но при этом допускают такие слова и поступки, которые не совместимы не только с евангельской нравственностью, но и общечеловеческой моралью, или же ведут себя, как язычники. Потому, — подчеркнул митрополит Климент, — мы хотели, чтобы люди увидели православного человека, священника, в котором узнается вера».
Победа Фотия на «Голосе» показала, что расчет Церкви оправдался. Люди проголосовали за чистоту, искренность, открытость, и все же, что дальше? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понимать, что жизнь монаха — это послушание, недаром монахов называют «послушниками». Без благословения своего духовного отца монах ничего не станет делать. Ведь и на выступление в проекте «Голос» Фотий брал благословение у главы Калужской митрополии.
С другой стороны, очевидно, что на Рождество священник должен находиться именно в храме, а не на концертной площадке. Ведь, как написал в своем приветствии монаху Фотию патриарх Кирилл, «желаю тебе также помнить, что избранный тобой монашеский путь по своему значению и по смыслу превышает ту победу, которую ты одержал». Так что все логично: на большие праздники монах поет в монастыре. И удивляться здесь нечему.
Оставить комментарий