Выставка «Сокровища Нукуса» из собрания Государственного музея искусств Республики Каракалпакстан им. И. В. Савицкого (Узбекистан), на которой для широкой публики впервые будет открыт туркестанский авангард, а также произведения работавших в 1960-х годах в Средней Азии художников из Москвы, откроется в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина 6 апреля.
«Эту выставку мы ждали долгие десятилетия, и всегда какая-то тень недоверия витала как бы между нами. К счастью, эта тень исчезла. Это очень хороший знак того, что между нашими народами открывается новая страница не только культурных связей, но и государственных и политических взаимоотношений», — сказал на вернисаже специальный представитель президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой. Он добавил, что выставка открывается в преддверии первого визита президента Узбекистана в Россию.Министр культуры РФ Владимир Мединский порекомендовал выставку любителям авангарда и в целом живописи XX века, а также напомнил об исторической общности народов России и Узбекистана.»Узбекистан, Ташкент стал второй родиной для многих деятелей культуры, искусств в годы Великой Отечественной войны. После этого глубокие человеческие, семейные связи продолжают соединять наши народы. Поэтому мы видим в открытии этой выставки добрый знак дальнейшего укрепления, углубления неформальных связей между нашими народами», — отметил министр.
Преемственность поколений
В экспозиции представлены около 200 произведений живописи и графики авангардного и поставангардного периода в советском изобразительном искусстве, а также предметы археологии из национального декоративно-прикладного музея искусств Каракалпакии. Он был основан в 1960-е годы Игорем Савицким, участником Хорезмской археолого-этнографической экспедиции.Как рассказала куратор проекта Анна Чудецкая, в его коллекцию вошли также произведения 1920-1930-х годов так называемого «туркестанского авангарда», проникнутые пафосом созидательных послереволюционных перемен в Средней Азии, но по каким-то причинам не востребованные советской властью, и работы художников-шестидесятников.»Савицкий вновь открывает туркестанский авангард и начинает собирать в музее в Нукусе, в 1,4 тыс. км от Ташкента, московских художников, не востребованных соцреалистическим мейнстримом, и аккумулирует там огромный материал», — отметила собеседница агентства.При этом Савицкий увидел в комплексе археологических предметов родство с авангардными течениями, в которых, в свою очередь, черпали вдохновение находившиеся там художники в 1960-х годах. В результате работы Савицкого, отметила Чудецкая, в Нукусе возникает «совершенно потрясающий и разноплановый музей».
Главное из сокровищ
Среди произведений, которые покажут на выставке — супрематические композиции Любови Поповой и Георгия Ечеистова, пейзажи и натюрморты Михаила Соколова, работы Константина Рождественского, Роберта Фалька, Александра Осмеркина, представителей «Бригады Волкова» и ее основателя Александра Волкова, которые в 1930-е годы запечатлевали дух созидательных перемен в Средней Азии.Впервые покинет Нукус для выставки в Москве картина Владимира Лысенко «Бык», ставшая символом музея.Также в экспозиции можно увидеть 24 предмета декоративно-прикладного искусства — керамические сосуды и блюда, майоликовые плитки XIV-XV веков, элементы убранства юрты, одежда и женские украшения и 13 археологических экспонатов, среди которых — алебастровый оссуарий VII-VIII веков из городища Ток-кала и керамическая фляжка (мустахара) II-III веков, найденная в Элликкалинском районе Узбекистана.»У нас небольшая толика произведений из собрания музея, но это самые яркие, знаковые вещи. В столь полном виде и таком значимом представительстве коллекция никогда не присутствовала нигде, кроме Нукуса», — отметила Чудецкая.По ее словам, эта выставка, переговоры о проведении которой начались еще 10 лет назад, — «грандиозная экспозиция возвращения и этого искусства, и московских имен, и самого Савицкого».
Оставить комментарий