ГМИИ имени Пушкина начал новый сезон с масштабного проекта «Октябрь», посвященного 100-летию революции. По приглашению музея знаменитый китайский художник Цай Гоцян создал две крупные инсталляции и ряд картин в технике пороховой живописи. Взгляд восточного гостя на русскую историю оказался нестандартным, но абсолютно интернациональным по языку и универсальным по силе воздействия.
Проект уже вызвал скандал: консерваторов возмутило, что ГМИИ позволил современному художнику полностью заслонить инсталляцией святая святых — фасад главного здания. Но для музея это, помимо художественных соображений, хороший маркетинговый ход: прохожие на Волхонке видят загадочную гору, покрытую березками, и интересуются, откуда она появилась и что означает.
Конструкция называется «Осень» и символизирует «растворенность» судеб обычных людей в глобальных исторических событиях. Гора сложена из множества детских кроваток и колясок. Их отдали музею обычные москвичи, что вдвойне символично. Во-первых, «Осень» стала, таким образом, коллективным «народным» художественным актом, а во-вторых, во всех этих колыбелях когда-то находились младенцы, так что размышление о судьбе России «выросло» из предметов личной истории ее маленьких жителей.
Теперь же в колясках растут небольшие деревца. Пока зеленые кроны почти полностью скрывают основу инсталляции, но постепенно листья будут желтеть и опадать, конструкция обнажится, ощетинится голыми стволами и ветками.
— По окончании проекта березы не пропадут — мы уже знаем, где их посадим. Так что вся эта история будет воплощать цикличность жизни, — пообещала директор ГМИИ Марина Лошак.
Войдя в музей, зрители увидят растянутое над главной лестницей 20-метровое шелковое полотно с фразой из «Интернационала», написанной порохом: «Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и ни герой». Пороховая живопись — фирменный жанр Цая Гоцяна. И именно в контексте размышления о революции порох как инструмент художника обретает особое значение. Это символ разрушения, убийства, но он же используется для созидания, построения уникального художественного мира. Как тут не вспомнить другие строки из того же гимна? «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем…»
Кульминацией проекта становится экспозиция в Белом зале. Почти весь пол занят инсталляцией «Земля»: в плотном ковре из колосков проложены «тропинки» в форме советских символов — звезд, серпа и молота. А зеркальный потолок, натянутый над арт-объектом, отражает не только его, но и зрителей.
Тему народа развивает пороховая работа «Река». Художник изготовил по советским фотографиям разных лет трафареты, которые были заполнены порохом и взорваны на специальном перформансе в помещении ВВЦ. Получилась выразительная метафора бурлящего потока истории, поглощающего судьбы людей.
Контрапункт черно-белой «Реке» — ярко-разноцветный «Сад», размещенный на противоположной стене. Между красных маков, «нарисованных» пороховыми взрывами с цветными пигментами, проступают репродукции советских агитационных плакатов. Контраст идеалов и реальной жизни, втянувшей жителей XX века в водоворот трагических событий, оказывается центральным сюжетом выставки.
Важно отметить: все ключевые работы в экспозиции созданы специально для этого проекта, так что вместе с Цаем Гоцяном ГМИИ делает вклад в мировую культуру. И — предлагает заново, с помощью художественных метафор, осмыслить события 100-летней давности. А такой разговор лишним не бывает. В конце концов, лучше писать порохом историю искусства, чем историю человечества.
Оставить комментарий