Нет, «AZ doc» не фестиваль — просто пять летних вечеров, которые музей AZ предлагает провести в центре Москвы в хорошей компани
Один вечер — один фильм. Фильмы — документальные. Разных лет. Все — о художниках и их сообществах. Разумеется, неофициальных. Это истории о вольных живописцах, которые ощущали себя в Москве и Питере 1980-х-1990-х примерно так, как их собратья по цеху в Париже 1910-1920-х.
Звезды в черно-белом цвете. О чем расскажет новый сезон сериала «Нежность» с Исаковой и Цыгановым в главных ролях
Сравнение, разумеется, хромает. И можно долго перечислять, чем парижский «Улей» отличался от московского сквота в Фурманном переулке, а галерея Амбруаза Воллара — от первых галерей современного искусства на Якиманке. Но, может быть, важнее, что есть основание для сравнения. Это любовь тех, кто не вписался в Союзы художников и прочие официальные структуры, к искусству и романтическая преданность ему, дух вольности и вера, что художник сам выбирает модель, манеру и свой путь в искусстве. И да, повседневность «богемной жизни», в которой деньги испаряются также легко, как появляются, где дружба, застолье, а то и общая крыша над головой важны не менее, чем споры об искусстве и работа в мастерской. Собственно, мастерская и была домом. А круг друзей — почти семьей.
Среди пяти документальных лент есть фильм о питерских «Митьках», снятый одним из «Митьков» Виктором Тихомировым. Фильм «Митьки. Полет Икара» напомнит о перформансах и литературных чтениях, где музыка, поэзия и суровое пространство Питера образовывали сплав, в котором искусство становилось жизнью. 19 июля в Музее AZ фильм представит Виктор Тихомиров.
Тему «Митьков» продолжит фильм, посвященный Алексею Хвостенко, в поэтическом обиходе — Хвосту. Картина Якова Назарова «Иногда на забывайте про Хвоста» — рассказ о колоритном герое, поэте и художнике питерского андерграунда. Ее можно увидеть в Музее AZ 8 августа в компании режиссера фильма.
Среди легендарных адресов художественной Москвы конца ХХ века — Фурманный и Якиманка — почти вне конкуренции. В Фурманном переулке был сквот художников — в 1987 году артистическая молодежь заняла пустующий дом. И до 1990-го здесь кипела жизнь, сюда приводили коллекционеров современного искусства, работы покупали свеженькими, с пылу жару. Здесь создавались новое искусство, репутации, коллекции и даже состояния… Показ фильма «Дом на Фурманном» 25 июля в Музее AZ продолжит встреча с режиссером Андреем Сильвестровым.
А 2 августа здесь же будет фильм «Якиманка. 90-е», тоже снятый Сильвестровым, про первые галереи современного искусства, которые создавались в 1990-е как посредники между художником и арт-рынком современного искусства. Правда, самого этого самого арт-рынка не было. Но галеристы более менее представляли, каким он должен был быть. Покупателей не было. Но были зрители. А главное — были художники. Живые, молодые, голодные. Создающие работы, которые не вписывались в привычные рамки. Таланты, попавшие в переплет эпох: заказов не предвиделось, как и коллекционеров. Зато появились первые галеристы, которые делали выставки- на свой страх и риск. На Якиманке тогда возник кластер галерей, как мы сказали бы сейчас. Там кипела выставочная жизнь. Фильм о той жизни представит сценарист Людмила Артемьева.
Элий Белютин — герой из другой эпохи. Скорее, из 1960-х-1970-х, чем времен перестройки. Но фильм о нем — «Элий Белютин и Абрамцевское братство» — был сделан режиссером Александром Мироновым в 1992 году. Опыт неформальной «школы Белютина» в 1990-е переосмыслялся заново. Рассказ о круге его учеников, выходцев из студии «Новая реальность», плавно переходил в рассказ о возникновении Абрамцевского братства художников. Можно сказать, это была «перезагрузка» Абрамцево, попытка связать три эпохи — усадебную жизнь Аксаковых, Мамонтовых и новое «дачное» братство художников ХХ века. Интересно, как сегодня будет восприниматься этот фильм. 16 августа в Музее AZ ленту представит Антон Успенский, историк искусства, научный сотрудник Русского музея.
Оставить комментарий