Сегодня исполнилось 95 лет со дня рождения Василия Шукшина. Его судьба — это история человека из народа, полного невероятной внутренней силы, идущего к своей цели, немного наивного и всегда наполненного добром. Кажется, и он сам, и его герои по-прежнему рядом с нами, ведь они — глубинная самость России, костяк и основа ее ДНК. Так что если где и искать разгадку «загадочной русской души», то однозначно — в книгах и фильмах Василия Макаровича.
Родившийся в далеком селе Сростки, он быстро освоил крестьянский труд. Работал учителем, а потом и директором местной школы. Но мечтал снимать кино. Чтобы сын Вася смог поехать в Москву и поступить во ВГИК, мать даже продала корову. Шукшин оправдал надежды: влился в столичный мир молодых кинематографистов и новых культуртрегеров. Стал завсегдатаем знаменитой компании Большого Каретного переулка, где были Андрей Тарковский, Артур Макаров, их младший товарищ Владимир Высоцкий. Всех подкупали его искренность и фантастический талант.
По ночам в обычной ученической тетради он писал свои удивительные рассказы, простые зарисовки из жизни крестьян. Шукшина быстро стали печатать, а его фактуру заметили режиссеры. У Герасимова в «Тихом Доне» он сыграл бессловесный эпизод: наивный паренек выглядывает из-за плетня. Но это запомнилось: интересная виньетка, совсем молодой Шукшин.
Свой режиссерский дебют, фильм «Живет такой парень», снял по собственному сценарию, а на главную роль пригласил товарища по ВГИКу Леонида Куравлева. Василий Макарович всегда прописывал центральных персонажей «под себя» — с абсолютной крестьянской уверенностью.
С лучшим другом Георгием Бурковым, который тоже был любим режиссерами за простую, но заметную фактуру, Шукшин часами разговаривал о литературе. Оба были книгочеями и подсознательно страдали из-за того, что за простой «мужицкой» внешностью окружающие часто не предполагали острого и цепкого ума, глубины души и склонности к философствованию.
Каждый новый фильм Василия Макаровича становился событием, их расхватывали на цитаты: «Печки-лавочки», «Калина красная». Шукшинское «Шваркнули по душе!» воспринималось как своеобразная квинтэссенция русского духа. Его киногерои — простые, добрые, иногда запутавшиеся в жизни, но всегда светлые. В этом и состоял принцип Шукшина — в первую очередь видеть в человеке добро и внутренний свет. Передать это — нелегкая писательская задача.
Он мечтал снять кино о Стеньке Разине и самому сыграть удалого казачьего атамана. Несколько раз пытался запуститься с картиной. Но ничего не вышло, зато из сценария получился полноценный роман — «Я пришел дать вам волю».
С возрастом Василий Макарович все больше понимал, что главное его призвание — литература, а основные инструменты — та самая ученическая тетрадь и простая авторучка. Он писал в купе поезда, в гостиничном номере, порой и на пеньке в лесу в перерывах между съемками.
Работал на износ: запускал собственные картины, снимался. Главная роль в фильме Сергея Бондарчука «Они сражались за Родину» оказалась последней. Василий Шукшин скончался от инфаркта во время съемок на натуре. Бурков нашел его утром мертвым — накануне вечером они, как обычно, долго разговаривали, мечтали и делились планами.
Провожали Шукшина всей Москвой — траурный кортеж двигался к кладбищу, а на тротуарах стояли люди с веточками калины, на которых алели ягоды. Об этом Владимир Высоцкий написал песню с ярким финалом: «А рядом куст калины рос — калина красная такая».
Узнай Василий Макарович сегодня, что его произведения по-прежнему печатаются и даже входят в школьную программу — скорее всего, он бы не удивился. Со своей легкой мужицкой усмешкой подмигнул бы и порадовался: вот, мол, поняли, оценили, а я и не сомневался, впрочем.
Оставить комментарий