«Догма» — в Москве. В афише ретроспективы – фильмы, снятые в духе манифеста, придуманного датским режиссером Ларсом фон Триером. О «догматическом» кино, отвергавшем любые догмы — Станислав Анисимов.
«Итальянский для начинающих» критики называют самым необычным, самым «светлым» фильмом «Догмы». Свою картину Лоне Шерфиг снимала по всем правилам датского манифеста: ручной камерой, с живым звуком и при естественном освещении. При этом ей удалось сохранить романтическое настроение и включить в фильм комедийные сцены. «Итальянский для начинающих» стал одним из самых прибыльных фильмов в истории скандинавского кино.
«Когда я только начинала снимать свой фильм, я оказалась в окружении серьезных мужчин-режиссеров. Они снимали резкое, тяжелое и бескомпромиссное кино. Я немного растерялась, в моей работе было много романтики. Но Ларс фон Триер поддержал меня. Объяснил, что бояться нечего. Про съемки он сказал: «Увидишь цветок, не надо им любоваться — сорви его». Этот ироничный совет помог мне снять фильм», — рассказывает Лоне Шерфиг.
Программные документы движения «Догма» — «Манифест» и «Обет целомудрия» — были опубликованы в марте 1995 года, но настоящую известность получили спустя три года. Тогда первый из фильмов заявленного проекта—«Торжество» Томаса Винтерберга—был представлен на Каннском кинофестивале. Создатель концепции «Догмы» Ларс фон Триер настаивал: техника и стилистика съемки менее важны и интересны зрителям, чем сюжет и персонажи.
«Манифест Догмы»- это было, действительно, что-то новое. Меня заинтересовала прежде всего его необычность: свобода от выразительных средств. Все должно быть подлинным. Аутентичным. Режиссер на площадке чувствует себя как будто обнаженным. Это вызов для меня. И я захотела его принять на свой страх и риск», — делится Лоне Шерфиг.
Датский манифест произвел настоящую сенсацию в мире кино. Режиссеры оценили радикальность методов Ларса фон Триера и поспешили присоединиться к движению. Его участниками стали Жан Марк Барр, Хармони Корин. «Догма 95» была самым модным направлением конца 90-х. Киноведы сравнили его с французской «новой волной».
«Сегодня любой может быть режиссером «Догмы», так далеко шагнули технологии. Но главное, что осталось от этого манифеста- это человек, который должен быть в центре всего. А также подлинность и аутентичность окружающего мира, который должен быть в фильме. Эти принципы «Догмы» живы до сих пор», — отмечает Шерфиг.
Ретроспектива «Догмы 95» — это шесть фильмов, снятых согласно манифесту Ларса фон Триера. Современному зрителю придется самому решить, насколько актуальны тезисы, опубликованные более 20 лет назад.
Оставить комментарий