Павел Гайков, обозреватель МИА «Россия сегодня»
Иван И. Твердовский – единственный российский режиссер поколения 20-летних, получивший мировое признание. Его новый проект Jumpman завоевал главный приз фонда Eurimage и 20 тысяч евро финансирования на кинорынке CineMart в Роттердаме. На следующей неделе фильм, который сейчас находится на этапе подготовки, представит Россию на Европейском кинорынке в рамках Берлинского кинофестиваля. Участие российского фильма в двух таких престижных кинорынках – уже само по себе явление уникальное. Его отец – тоже Иван Твердовский, тоже режиссер, поэтому во избежание путаницы Твердовский-младший предпочитает написание своего имени с указанием отчества.
Свой первый приз «Кинотавра» Иван И. Твердовский получил, еще будучи студентом режиссерской мастерской Алексея Учителя во ВГИКЕ. В 2010-м жюри конкурса короткого метра отметило его работу «Словно жду автобуса» дипломом «за смелую авторскую работу и ярко рассказанную историю». Снятый в документальной стилистике фильм был посвящен девушке из провинции, пережившей «по собственной воле» групповое изнасилование.
Гиперреалистичность в изображении жизни на периферии, экзистенциальный ужас российской действительности, жестокость подростков, травля слабых и прекрасных – очень скоро эти черты фильмов Твердовского сделают его известным и широкой аудитории. В 2012 году Твердовский представил «Собачий кайф» – короткометражный фильм о подростках, практикующих опасные игры с удушением: «Садишься, глубоко дышишь, как собака, потом резко встаешь и тебе кто-нибудь передавливает горло. Потом вырубаешься. Ты видишь то, что очень сильно хочешь увидеть», – объясняют суть игры авторы фильма, добавляя, что за 10 лет из-за нее во всем мире погибло более тысячи подростков.
Картина также была показана в конкурсе «Кинотавра», получила национальную премию «Лавровая ветвь» в области неигрового кино и приз жюри фестиваля «Святая Анна». Еще важнее, что после «Собачьего кайфа» с подающим большие надежды режиссером связалась продюсер большого кино Наталья Мокрицкая.
Осенью 2014-го на экраны вышла драма «Класс коррекции» с молодыми учениками Кирилла Серебренникова, актерами «Гоголь-центра» в главных ролях. Производство картины поддержало Министерство культуры РФ и европейские продюсеры.
Социальная драма о девочке-инвалиде, пережившей любовь, предательство и затравленной одноклассниками, стала одной из киносенсаций года. Иван И. Твердовский получил призы теперь уже основного конкурса «Кинотавра», «Нику» как «Открытие года» и «Золотого орла» «За искренность», – а также один из главных призов кинофестиваля в Карловых Варах, самого статусного киносмотра в Восточной Европе. Режиссер постарался передать трагизм истории со всем своим юношеским максимализмом, так что зрителям и критикам оставалось констатировать только одно: если вы не испытали при просмотре пресловутый катарсис, то у вас нет сердца.
Все примечательные черты короткометражек Твердовского в этом фильме заиграли еще ярче. Ничего не понимающие, занятые своими проблемами взрослые, подростки с сознанием уголовников, показанная с документальной скрупулезностью унылая провинциальная действительность, в которой никогда ничего не поменяется, и попавшая в этот ужасный водоворот наивная и несчастная девочка в исполнении актрисы с ангельской внешностью Марии Поезжаевой.
Похожим образом был устроен и второй полнометражный фильм Твердовского, «Зоология», вышедший в конце 2016 года. Главными действующими лицами на этот раз стали взрослые, но оказалось, что и они могут быть хрупки и беззащитны перед суровой действительностью – если чем-то отличаются от других. В данном случае символом инаковости стал хвост, неожиданно выросший у главной героини.
Поддержанный Министерством культуры фильм снова был удостоен наград «Кинотавра» и карловарского фестиваля. В финансировании «Зоологии» участвовал и европейский фонд Eurimage, который поддерживает фильмы, отражающие культурное многообразие и социальную проблематику. С его же участием, например, был создан фильм Кончаловского «Рай», который еще можно увидеть в российском прокате.
О новом проекте Твердовского известно только, что он также будет посвящен молодому человеку с уникальными особенностями. У фильма пока нет русскоязычного названия, и он также будет копродукцией с европейскими странами. О Твердовском сегодня пишут топовые международные киноиздания, и среди молодых российских режиссеров он главная мировая звезда. Критики уже много лет говорят о нем как об одной из главных надежд российского кино.
Молодой режиссер стал продолжателем традиций «черного» авторского российского кино, в то время как большинство его представителей попыталось уйти в сторону зрительского и более оптимистичного кинематографа. Жестокие будни нашего общества получили своего нового талантливого летописца, и оказалось, что эта ниша по-прежнему востребована – как в России, так и за ее пределами.
Оставить комментарий