В четверг хоронят одного из флагманов «новой драмы» — режиссера Михаила Угарова, которого довели до раннего ухода обстоятельства жизни, бесконечные наезды на организованный им Театр.doc. А кинодраматурга Надежды Кожушаной нет уже 20 лет. Она ушла в 44 года в конце лихих 90‑х, оставив нам фильмы, к которым писала сценарии: «Зеркало для героя» Владимира Хотиненко, «Прорву» Ивана Дыховичного, «Ногу» Никиты Тягунова. Достижения Надежды признают после смерти, дав ей почетное звание. Заслуги Михаила Угарова приходится доказывать кладбищенскому начальству.
Дочь Надежды, Екатерина Кожушаная, пишет талантливые сценарии к анимационным фильмам, как и ее мать. Она делает все, чтобы маму не забывали, проводит вечера, один из которых состоялся на днях. Народу собралось немного. Кто знает драматургов? Но это был один из немногих высокодуховных вечеров. Люди пришли, чтобы вспомнить человека, книги которого можно открыть на любой странице и уже не оторваться. Она прошла путь от сельской учительницы до одного из лучших отечественных драматургов, которого ставят в один ряд с Володиным и Шукшиным.
«Почему Надежда так рано ушла?» — спрашивали зрители. «Скорость, с которой она жила, во многом объясняла краткость ее жизни. Она одна из главных героинь своего времени», — ответил культуролог Кирилл Разлогов.
Надежда Кожушаная родилась в Екатеринбурге, и ее земляк Владимир Хотиненко вспоминал о том, как они впервые встретились в 1971‑м: «Я тогда не думал о кинематографе, учился в архитектурном институте. У нас был театр «Беспечность», для которого Надя писала свои пьесы. Мы были веселые, легкие, дружили, выпивали, разговаривали о высоком. Сегодня молодежь мало говорит о высоком. Потом я пришел в кинематограф. Мы продолжали дружить и даже затеяли общий сценарий о нашем детстве, первом чувстве, любви. У меня в плане на студии стоял сценарий очень известного драматурга. Я приезжаю в Москву. Он мне читает сценарий, и я понимаю, что если сниму по нему, а это третья моя картина, то я пропал. Честно сказал ему об этом, и он на меня не обиделся. От него понесся к председателю Госкино Сычеву, рассказал о прочитанной накануне повести «Зеркало для героя». Бывают же чудеса на свете — он произнес слова, которые невозможно забыть: «Хорошо. В эти же деньги и сроки уложишься?».
Я нагло ответил: «Да». И оттуда прямым ходом к Наде. Она должна была получать деньги за то, что придумала повторяющийся день, позднее использованный в «Дне сурка». Два раза придумать зацикленный день невозможно. «Зеркало для героя» сделало нас известными. Но, к сожалению, удача нас и разлучила. Меня это долго мучило. Мне стал сниться сон о том, как мы встречаемся, миримся и плачем. Слава богу, мы помирились, и Надя скоро ушла. Она была невероятным созданием, одновременно хрупким и сильным. Ее ночные звонки друзьям, заканчивавшиеся задушевным разговором, не забыть. Мы должны ее помнить, потому что не во всяком времени случаются такие уникальные явления. Почему она так рано ушла? Потому что человек сгорает. Она жила на пределе. Не могу представить в современном мире Высоцкого и Шукшина. Могу добавить к этому списку Надю. Они не могли бы пойти на те компромиссы, на которые мы идем».
Она могла открыть вам дверь вся в слезах со словами: «Я героя убила». Это совсем иная степень погружения в жизнь и искусство.
Оставить комментарий