Буквально в эти выходные экспозиция с таким названием закрывается в столичном ГМИИ имени Пушкина, но петербургский вернисаж будет совсем другим: собрание голландской живописи американца Томаса Каплана дополнят полотнами, хранящимися в крупнейшем музее Северной столицы. «Наши шедевры будут либо перекликаться с отдельными экспонатами коллекции, либо продолжать их, и выставка получит новый контекст», — подчеркивает главный специалист Эрмитажа по голландскому искусству Ирина Соколова.
В самом музее грядущий проект называют продолжением выставки «Голландские мастера из Эрмитажа», которая с большим успехом прошла в Амстердаме. Тогда из Петербурга на историческую родину было привезено более 60 картин, но в этот раз музей, несмотря на то что его собрание голландской живописи самое крупное за пределами Нидерландов, покажет не более десятка — на первый план выйдет сама Лейденская коллекция (названа она так в честь города, где родился Рембрандт). Петербуржцы увидят 80 шедевров из этого собрания, а всего за 15 лет супругам Каплан удалось с нуля собрать около 250 предметов.
Музейщики называют это невозможным: работы Рембрандта и его современников — Франса Халса и Иоханнеса Вермеера, Фердинанда Боля и Говерта Флинка — на аукционах практически не появляются и уже давно поделены между крупными хранилищами искусства.
— Эрмитаж одним из первых начал выставлять частные коллекции, и эта коллекция тоже частная, но она совершенно музейного уровня. Для меня эта выставка будет противостоянием черных и золотых рам — у Каплана все картины в черных, а мы выставим свои в золоченых рамах. Во-первых, это символ той эпохи, а во-вторых, сразу даст понять, где чье собрание, — отметил директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский.
Еще одной особенностью выставки станут подписи к каждой из картин — не просто этикетки с названиями, а настоящие небольшие рассказы о каждой из них, подготовленные специалистами петербургского музея. На этих же табличках поместят репродукции голландских шедевров из Эрмитажного собрания, которые не будут представлены на выставке «вживую», но имеют большое значение для понимания феномена художественной лейденской школы.
А известна она была еще и мастерами тонкой живописи. Эти произведения небольших размеров, написанные на дереве или меди, тоже выставят в Николаевском зале Зимнего дворца. На картинах, помимо исторических композиций, — портреты и жанровые сцены, а еще изображения животных. «Тонкая живопись всегда была предметом восхищения коллекционеров, — говорит Ирина Соколова. — И эта виртуозность действительно производит впечатление. Екатерина Великая в свое время купила десятки картин тонкой живописи».
Оставить комментарий