Первое, что вспоминается о совместных проектах, — это «Избранные» Сергея Соловьева с Леонидом Филатовым и Татьяной Друбич. Картина снималась в начале 1980-х в Колумбии. Были еще редкие совместные проекты с Кубой и Мексикой, где в ближайшее время снимет свой режиссерский дебют опытный оператор Влад Опельянц.
Марина Любакова ярко дебютировала в 2007 году картиной «Жестокость» с Ренатой Литвиновой в главной роли. После этого сняла «Опасную связь», мини-сериал «Морские дьяволы. Судьбы». В ее фильмографии несколько документальных картин, в том числе про сценариста «Ноги», «Прорвы», «Зеркала для героя» Надежду Кожушаную. А дальше — тишина. Марина жила в Уругвае, Венесуэле, Аргентине и, наконец, написала сценарий «Маргарита», который снимет как режиссер вместе с продюсером Сергеем Мокрицким.
Оператор по образованию, он стал режиссером, снял последний российско-украинский фильм «Битва за Севастополь», а также «Черновик» по роману Сергея Лукьяненко, «Первый «Оскар» — о создании документальной картины «Разгром немецких войск под Москвой», отмеченной в 1943 году первым в истории СССР «Оскаром». Теперь Сергей стал продюсером «Маргариты», а побывав в Аргентину, сам загорелся новой идеей как режиссер.
Много лет в разных странах проходили Недели российского кино, которые были очень востребованными и где отечественные кинематографисты знакомились со своими коллегами. Одна такая встреча в Буэнос-Айресе получила неожиданное продолжение. Организацией кинонедели в Аргентине занималась выпускница ВГИКа Сильвана Ярмолюк. В Москве она училась в начале 1990-х на курсе Саввы Кулиша вместе с сестрой Марианной. У Сильваны славянские корни, но родилась она в Аргентине. Она член гильдии режиссеров Аргентины и многое сделала для развития культурных связей с Россией, привозила к нам аргентинских артистов. Это она добилась того, чтобы уругвайская певица, звезда сериалов Наталья Орейро, чрезвычайно популярная в России, получила российское гражданство.
В 2017 году Сильвана сняла документальный фильм «Володя» о моряке Владимире Журавеле, работавшем на советском рыболовецком судне, брошенном у берегов Аргентины после развала СССР. Не имея гражданства, документов и дома, он вынужден был несколько лет жить на улицах Буэнос-Айреса. Словом, Сильвана — наш человек в Аргентине. С нее все началось и в российско-аргентинской истории.
Благодаря Сильване кинематографисты узнали, насколько сильны русские корни в Аргентине. Это уникальная страна с мощной российской эмиграцией, близкая нам по менталитету, недаром в России так любят аргентинские сериалы. Сергей Мокрицкий и Марина Любакова выбирали там натуру, провели кастинг для картины «Маргарита», пробыв там два месяца. Причем Сергей приехал с одним сюжетом и нашел еще и другой — о старообрядчестве в Латинской Америке.
Мелодрама «Маргарита» Марины Любаковой рассказывает о буднях дипломатических работников в Латинской Америке. Это закрытый мир. Мы ничего не знаем о том, как они живут за рубежом, с какими проблемами сталкиваются, как воспитывают детей. Главный герой — молодой дипломат, приехавший с женой в латиноамериканскую страну и помогающий соотечественникам выживать в чужом государстве.
Мы поговорили с Сергеем Мокрицким о новых проектах и его поездке в Аргентину.
— Марина Любакова успешно дебютировала в кино, а потом словно исчезла.
— Марина не снимала несколько лет, жила в Венесуэле и Уругвае. У нее трое внуков. И теперь она возвращается в кино. Ее картина называется «Маргарита», поскольку так зовут главную героиню и так называется остров, который появится в этой истории. Марина написала сценарий про любовь сотрудника консульства и женщины, которую он вызволяет из тюрьмы. Их отношения стремительно развиваются в течение суток. В моем же фильме, к сожалению, эротики не будет, поскольку героиня — старообрядка, но будет сумасшедшая, до потери сознания, любовь.
— Как вы добирались до Аргентины?
— Через Стамбул. Раньше туда летали через Амстердам, Ирландию с несколькими пересадками. Визы россиянам не нужны.
— Вы впервые оказались в Аргентине? Какие ощущения?
— Впервые. Нас потрясающе встретили представители посольства и торгпредства РФ, сотрудники Русского дома, и это придало нам сил. Первое ощущение, что ты дома — вокруг говорят по-русски. Меня встретила наша девушка — исполнительный продюсер, работавшая когда-то у нас на телевидении.
На протяжении ста лет в Аргентине было четыре волны эмиграции русских людей. По этим волнам меня и прокатили, познакомили с разными людьми вплоть до представителей казачества. Нас приглашали в гости, угощали вином. Это русские хлебосольные люди, сохранившие лучшие качества нашего народа. Все было не так, как где-нибудь в Германии, когда надо за неделю договориться о встрече и только потом вместе съесть сэндвич. В Аргентине все происходит спонтанно. Люди отменяют встречи из-за того, что к ним приехал гость из Москвы. Это все очень по-русски.
По выходным мы ездили на русские дачи. Разговоры возникали такие: «Хочешь снимать у меня на даче?» — «А у соседа можно?» — «Можно. Я договорюсь».
Четыре волны эмиграции — это огромный пласт российской культуры, о котором у нас мало знают. Люди сохранили язык, культуру, менталитет. 90-е дают интереснейший пласт отношений эмигрантов второй и четвертой волн. Я давно хотел снять фильм о старообрядчестве, познакомившись с его представителями еще в 1982 году. С тех пор написал несколько сценариев.
— Вы носите с собой толстую тетрадь, все время в нее что-то записываете.
— В ней наброски сценария. Уже готово 20 сцен. Когда тетрадка будет заполнена, сядем и начнем печатать. Четверть сценария готова. Это современный детектив. Действие происходит в 2023 году, главные герои — русские люди в Буэнос-Айресе. Героиня — из старообрядцев, а герой — внук белогвардейца, полицейский. Сценарий еще в работе.
— Где вы впервые познакомились со старообрядцами?
— На юге Украины, в деревне Вилково, которая, как Венеция, стоит на воде. Я попал туда, когда был моряком в советском Дунайском пароходстве. И потом ездил периодически, разговаривал со старообрядцами. Меня заинтересовал быт этих людей, тип сознания, как они могли все это сохранить. В Латинской Америке — Уругвае, Бразилии, Аргентине — много старообрядческих деревень. Так родился сюжет о столкновении двух волн эмиграции — старообрядческой и белогвардейской.
— В ваших двух проектах будут участвовать русские актеры?
— В основных ролях — да. Я даже знаю кто. Юлия Пересильд. Если она не сможет, буду ее ждать.
— Как искали подходящие локации?
— В Аргентине есть районы бедняков, один из них — в центре Буэнос-Айреса, между эстакадами и железнодорожными вокзалами. Ему более ста лет. Сельское население, индейцы из Анд и прерий приезжали туда, строили один дом на другом. Район разрастался, как муравейник. Нам сказали, что туда лучше не соваться с фотоаппаратом. При этом там все социализировано, поделено на секторы. Мы нашли автора книги об этом районе, который любит его, образовывает живущих там людей. Он дал нам проводника — физически сильного человека, обладающего там властью. «Эти пять улиц под моим контролем. Мы по ним пройдем, я скажу, где можно фотографировать. А если нельзя, то нельзя. Если что-то понравится, будем вести разговор о съемке», — предупредил наш проводник. Когда прогулка закончилась, я спросил: «Мы вам что-то должны?» Он ответил: «Нет. Когда начнете снимать, тогда будет другой разговор». Никаких чаевых там нет и в ресторанах. За крошечные чаевые тебе пять раз скажут «спасибо».
Оставить комментарий