Выставочная программа Платоновского фестиваля в этом году особенно представительная. Свои проекты в Воронеж привезли крупнейшие столичные институции: ГМИИ имени Пушкина подготовил масштабную ретроспективу Александра Тышлера, Бахрушинский музей показал эскизы костюмов и декораций для спектаклей Всеволода Мейерхольда, а Московский музей современного искусства (MMOMA) познакомил воронежцев с актуальным отечественным видеоартом.
Экспозиция Тышлера — пожалуй, наиболее ожидаемый из проектов. Холсты и графика художника заняли весь первый этаж Музея имени Крамского, главной картинной галереи Воронежа. Самая ранняя из представленных работ датируется 1918 годом — это карандашный портрет полуобнаженной девушки «Ванда». Позднейшая — холст 1975 года «Карусель».
Столь широкий хронологический диапазон равномерно заполнен причудливой графикой 1920-х, театральными эскизами Тышлера 1930–1940-х (прежде всего к пьесам Шекспира), пацифистскими сериями 1960-х.
Помимо возможности проследить всю творческую эволюцию художника выставка дарит ценителям живописи и еще одно удовольствие. В сюжетах Тышлера постоянно мелькают аллюзии на чужие произведения. Например, вся серия «Расстрел голубя» отсылает зрителя к «Резне в Корее» и голубю мира Пикассо, а «Казненный ангел» перекликается с декадентскими образами Врубеля. Посетителю предлагается присоединиться к воображаемому диалогу художника с его коллегами и предшественниками.
Вторая экспозиция Платоновского фестиваля, «Мейерхольд и художники: Пространство игры», представляет собой уже диалог реальный — великого театрального режиссера с авторами костюмов и декораций к его спектаклям.
Здесь — огромные акварели и гуаши Александра Головина к спектаклям «Орфей», «Маскарад», «Гроза» в Александринском и Мариинском театрах, символистские панорамы Сапунова и Судейкина к ранним постановкам Мейерхольда в театре Коммисаржевской, карикатурные образы Кукрыниксов для «Клопа» (по Маяковскому) и, наконец, кубические работы Любови Поповой и Эль Лисицкого. С последним Мейерхольд разработал круговую декорацию для спектакля «Хочу ребенка!», задействующую всё пространство вокруг зрителей. Крупный деревянный макет, размещенный в выставочном зале, позволяет оценить конструктивные находки авторов.
И всё же первая — дореволюционная — часть экспозиции в художественном плане куда интереснее второй, охватывающей 1920–1930-е годы. В экспозиции налицо явный акцент на работах Головина. Помимо роскошных, нарочито изысканных изображений декораций это еще и целый ряд рисунков костюмов. А вот Анисфельд, Билибин и другие мастера, сотрудничавшие с Мейерхольдом, представлены по остаточному принципу.
Если сто лет назад ключевым пространством для арт-экспериментов был театр, то в наши дни правду жизни и искусства художники ищут на улице и с камерой в руках. Панораму российского видеоарта «Смотри на людей» посетителям Платоновского фестиваля представил Московский музей современного искусства. Среди показанных работ можно отметить видео Анны Ермолаевой «Ленинопад», посвященное демонтажу памятников Ленину на Украине после майдана. Подходя к людям на улице и спрашивая их о судьбе разрушенных монументов, автор изучает психологию народа, запутавшегося в идеологических поворотах и отношении к собственной истории.
И это далеко не единственная работа, выходящая за пределы чистого искусства в пространство социального исследования: судя по подборке ММОМА, видеоарт становится всё более публицистическим жанром. Однако, интересуясь остросоциальными темами, авторы сохраняют дистанцию по отношению к показанным событиям и воздерживаются от оценок, поднимая бытовые, внехудожественные впечатления и разговоры до художественного обобщения.
Оставить комментарий