Авторы фильма и сериала «Битва за Севастополь» взялись за новый масштабный кинопроект «ЭПРОН — Экспедиция особого назначения».
Вот что пишет о своей новой работе режиссер Сергей Мокрицкий: «Я хочу сделать фильм «ЭПРОН — Экспедиция особого назначения» для максимально широкой зрительской аудитории. Референсы, которыми я руководствуюсь — это «Черное море» или «Адмирал». Мы специально совмещаем две повествовательные линии — современную и историческую, чтобы сделать проект одинаково интересным для молодежной и возрастной аудитории… Проектом «ЭПРОН» мы надеемся расширить горизонты современного российского зрительского кино вслед за катастрофами («Метро», «Ледокол», «Землятресение»), полем военных действий («Батальон» и «Битва за Севастополь») и воздушным пространством («Экипаж»), перенеся действие и в морские глубины…»
Продюсер Наталья Мокрицкая рассказала «РГ», что планирует производство фильма совместно с каналом НТВ. На экранах фильм появится в конце 2018 года. Обозреватель «РГ» расспросила Сергея Мокрицкого подробнее об этой работе.
Сергей, вы планируете сделать только полнометражный фильм или за ним также последует сериал?
ергей Мокрицкий: Да, поскольку материала много, эта история объемная, охватывает большой отрезок времени и продолжается до сих пор, нужно делать и полный метр, и сериал. Хотим, чтобы в нем было восемь серий.
Когда приступите к съемкам?
Сергей Мокрицкий: Летом следующего года. А пока у нас идет активный подготовительный период, мы пишем сценарий и тщательно готовимся к съемкам. Над сценарием работает Максим Бударин, с которым мы снимали «Битву за Севастополь», потому что он уже «в материале»
Но на самом деле историю идеи создания этой картины надо начинать издалека. Когда-то, в 1980 году, я служил в Севастополе. И тогда нас, молодых военных офицеров из мореходного училища, послали в пригород Севастополя — Балаклаву: закрытое место в закрытом городе. И я впервые увидел вот это чудо.
Архитектура, потрясающий ландшафт… И все окутано тайной. Потому что это была база подводных лодок Советского Союза — сверхсекретный объект. Сейчас там Музей подводных лодок. И тогда еще было много так называемых ЭПРОНовцев. Потому что флот не может существовать без водолазных работ.
Разъясните для современников, что такое ЭПРОН?
Сергей Мокрицкий: Видимо, это моя миссия такая — рассказывать о забытых людях и историях. Вот рассказали, кто такая Людмила Павличенко — ее тоже не помнили, в этот раз — что такое ЭПРОН. Дело в том, что каждый корабль обрастает ракушками. А в Балаклаве стояли сотни военных разнокалиберных кораблей. Их надо чистить, обслуживать, охранять. Периодически обходить акваторию порта, потому что корабли взрывали, в том числе и в Севастополе, и до сих пор неизвестно, кто это делал. Мы в молодости, когда служили на гвардейском большом корабле «Красный Кавказ», рассказывали байки об этих супергероях. И я впервые узнал о них. Самый большой дом культуры в Балаклаве до сих пор называется «ЭПРОНовский».
За всем этим стоит потрясающая история. В 1923 году инженер Владимир Сергеевич Языков предложил Ягоде и ГПУ найти золото с корабля «Черный принц», который затонул под Балаклавой на глазах у всего города. А зарплата английского войска в то время была большая. Речь о войне 1855 года, на которой еще Лев Толстой воевал. Затонуло судно на глубине 90 метров. Знали, что оно лежит на дне. А добыть-то ничего нельзя — тогда не было оборудования. И молодая советская власть выделила деньги на единственную секретную Экспедицию подводных работ особого назначения — сокращенно ЭПРОН.
Нашли они золото с «Черного принца» или нет — документально неизвестно. Мы сделаем попытку разобраться. Но водолазы оттуда достали кучу добра: затонувшие якоря, двигатели…. Все дно морское после гражданской и других войн было усеяно материальными ценностями. Так что экспедиция окупилась. И на ее основе до сир пор существует водолазный флот, равного которому нет в мире. Помните фильм «Титаник» Джеймса Кемерона? Наше судно, названное в честь академика Келдыша?
Конечно, помню, что все начало фильма сделано при российском участии.
Сергей Мокрицкий: И вот весь этот флот начинал разрабатывать ЭПРОН. Глубоководные аппараты, опыты под водой, дежурство на всех точках мирового океана. И с тех пор, как я узнал об этом — еще с 80-х годов прошлого века, мне хотелось это снять. И сейчас, когда у меня есть опыт, готов взяться за эту работу. Потому что это должен быть большой и масштабный проект. После Владимира Сергеевича Языкова ЭПРОНом руководил Лев Николаевич Захаров-Мейер. Собственно, их отношения и легли в основу картины. Время-то было какое — 1923-й год! В 1937 году все эти люди были расстреляны. Их судьба очень трагична, и мы сделаем попытку разобраться, почему так с ними обошлась советская власть, которой они служили преданно и верно.
У вас в фильме планируются подводные съемки не хуже чем в «Титанике»?
Сергей Мокрицкий: Да, и снимать будем не только наших, но и японских водолазов. В 1927-м году в Балаклаву приехала группа специалистов из Японии — советская власть разрешила им искать золото при том, что все найденное будет делиться в процентном соотношении 60 на 40, и вся техника, которую они с собой привезут, останется у нас. Кино очень трудоемкое. Кроме того, что историческое, еще и специфическое. Я раньше не был готов к такому проекту внутренне — боялся взяться за эту тему. Но вот съемки «Битвы за Севастополь» в Крыму дали мне право попробовать. Уже пора! Потому что мне уже 55.
Сергей Мокрицкий: Мой приятель, сокурсник и друг, мастер подводных съемок Григорий Васильевич Яблочников. Я ему верю, как брату, и готов с ним и в небеса, и под воду. Мы вместе ходили на водолазные курсы. Но я потом ушел в надводную съемку. А он делит свою жизнь напополам: и там, и там.
Сами будете, как водолаз, спускаться и снимать?
Сергей Мокрицкий: Мне очень хочется, конечно же, тряхнуть стариной.
Кто из актеров уже на примете?
Сергей Мокрицкий: Список актеров, естественно, еще не утвержден. Но то, что мне нравится работать с Евгением Цыгановым, это факт. Сергей Пускепалис, Андрей Мерзликин — они мне очень нравятся, и думаю, что они впишутся в актерский ансамбль фильма. И без Юлии Пересильд уже не представляю свое кино.
Есть старый фильм «Сокровища погибшего корабля» — чуть ли не единственный художественный, который сняли про ЭПРОН.
Сергей Мокрицкий: Конечно же, я смотрел этот фильм. Это старое кино 30-х годов, где главную роль играет Алексей Баталов. Сейчас оно, конечно, выглядит наивно. Это однозначное советское кино о врагах народа. Но на тот момент были специалисты ЭПРОНовцы, которые руководили подводными съемками. Этот фильм надо смотреть и изучать матчасть. Как в то время происходили спуски, например. Потому что технология спусков поменялась. Это бесценный и единственный фактический материал. Поэтому фильм мы изучим вдоль и поперек.
Оставить комментарий