Московский Художественный театр открывает 121 сезон. «Сезон будет непростой. В основе будет лежать формирование труппы театра, — сообщил новый художественный руководитель МХТ им. Чехова Сергей Женовач на сборе. — Хочется раскрыть потенциал людей, которые здесь служат. В труппе с разными договорами 130 человек плюс 70 приглашенных артистов. Надо раскрыть потенциал прежде всего основной труппы… Я восхищаюсь Станиславом Андреевичем Любшиным, я был в восторге, когда он пришел на мой спектакль «Три сестры». Я потрясен, сколько энергии у Нины Ивановны Гуляевой. Я преклоняюсь перед Ириной Мирошниченко, Аллой Покровской, Натальей Теняковой, Андреем Мягковым… Я настроен позитивно ко всем большим хорошим артистам».
Из ближайших режиссерских мхатовских планов — Юрий Бутусов завершил работу над пьесой молодого драматурга и театроведа Аси Волошиной «Человек из рыбы». Дмитрий Крымов в октябре представит композицию под названием «Сережа» по мотивам «Анны Карениной» Толстого, «Жизни и судьбы» Гроссмана и специально написанного Львом Рубинштейном для театра текстом «Вопросы».
Марина Брусникина в ноябре выпустит спектакль «Офелия боится воды» по пьесе Юлии Тупикиной. Алла Сигалова в декабре задействует почти весь молодежный состав театра в пластическом спектакле «ХХ век. Бал», который уже сейчас нарекли долгожданным мхатовским экспериментом на выносливость. А во второй половине сезона в Художественном театре возьмут репертуарный курс на произведения классиков и режиссерские диалоги будут вести с Булгаковым, Шекспиром, Достоевским, Леонидом Андреевым.
Новый художественный руководитель МХТ им. Чехова Сергей Женовач поставит «Бег» Булгакова. «Я очень хочу работать здесь не только организационно, но и творчески, — делился Женовач. — Я выпускал здесь «Белую гвардию», теперь буду готовить «Бег». Московский Художественный театр — это не только театр Чехова, не только театр Горького, но и театр Булгакова. Во вторую половину сезона я обратился к авторам, связанным судьбой с этими стенами».
Первые пять мхатовских премьер — это предложения прежней команды Олега Павловича Табакова, которая формировала репертуар. «Для меня не было больших расхождений, я с радостью увидел, что это все работы моих друзей, товарищей. А новый год я уже соображал заново», — комментировал Сергей Женовач. Его ученик Айдар Заббаров возьмется за «Белые ночи» Достоевского. Режиссер Екатерина Половцева приступит к репетициям «Венецианского купца» Шекспира. С Виктором Крамером ведутся переговоры о выпуске спектакля по Леониду Андрееву «Иуда Искариот» с Константином Хабенским.
Принципиальный вектор работы с текущим репертуаром — эволюционный путь отсева. «Посмотреть все 63 спектакля за два с половиной месяца я не смог. Я увидел 26-27, разные получил впечатления, — рассказывал Сергей Женовач. — В конце прошлого сезона мы собирались с труппой, говорили откровенно о тех проблемах, которые существуют в театре. Повторять не буду, но скажу, что принято решение: чтобы не рубить сплеча, мы этот год живем все вместе. Но количество спектаклей, которые были созданы, и коллектив, который собран — очень большой. Задача — вернуть режиссерскую культуру спектаклям-долгожителям; я разговаривал с режиссерами о возобновлении репетиций. Если какие-то постановки уже изжили себя, будем прощаться. Потому что сейчас с новыми работами у нас получится около 70 спектаклей в репертуаре. Для существования хорошего театра это очень сложно, и для артистов стресс — они выходят играть раз в два месяца. Одно название надо играть два раза в месяц минимум. А когда играют реже, страдает качество спектакля. Я понимаю, что артисты любят свой спектакль, поэтому я и предложил такую историю — в хорошем смысле смотр: посмотреть, понять. Доработкой будут заниматься только режиссеры этих спектаклей. Это их работы, их аудитория».
Лабораторные проекты в МХТ тоже будут иметь место быть, но продолжатся уже под руководством Марины Брусникиной, которой предложено возглавить экспериментальное движение в театре. Из объявленных кадровых перестановок: с 1 сентября первым заместителем художественного руководителя-директора театра стала Марина Андрейкина, ранее руководившая Театром Станиславского с Борисом Юханановым, а в прошлом — декан режиссерского факультета ГИТИСа. («Я верю — ее опыт поможет нам существовать», — ремарка Женовача). Главным художником по свету назначен Дамир Исмагилов, обладатель целой коллекции «Золотых масок» за работы в Москве и Петербурге, без чьего профессионального участия, по словам Женовача, не обходится ни один хороший российский спектакль. С главным художником театра Александром Боровским перезаключен контракт.
Из обещанных плановых реструктуризаций — процесс становления Студии театрального искусства Женовача филиалом МХТ им. Чехова займет около девяти месяцев — по прогнозам министерства культуры РФ. Но при этом Студия, по планам ее создателя Сергея Женовача, будет жить своей самостоятельной творческой жизнью.
Оставить комментарий