МХТ имени Чехова показал «Северный ветер» в постановке Ренаты Литвиновой. Это ее дебют в качестве театрального режиссера. К работе над спектаклем Рената привлекла Земфиру Рамазанову, написавшую музыку.
Работа творческого тандема превзошла самые смелые ожидания. Успех постановке обеспечили не только создатели, но и спекулянты, перепродающие билеты втридорога. А началось всё год назад, когда Литвинова показала худруку МХТ Олегу Табакову свою пьесу-фантасмагорию «Северный ветер».
— Олег Павлович такой дерзкий, — восхищается Табаковым Литвинова. — Он показал, что можно быть смелым, можно быть вне правил.
Вне правил оказалась и сама Рената. Ее пьеса-фантасмагория такая же странная и непредсказуемая, как и сам автор. В центре сюжета — история большой семьи, живущей в маленьком северном городке, в котором, кроме фабрики и судебного присутствия, ничего нет. Все члены этого семейства, мягко говоря, чудаковатые товарищи. На циферблате часов в их доме 13 делений. Вместо цветов на столе стоит чучело хорька. Глава семьи — 100-летняя старуха Алиса (Раиса Максимова) — передвигается на коляске в сопровождении своей тени (Валентина Иванова), в елках она видит иностранных шпионов, а женщин заставляет носить юбки, иначе «на севере их перестреляют как бешеных собак».
Дочь Алисы Маргарита (Рената Литвинова) — дерзкая, авторитарная дама, в юности потерявшая возлюбленного. Ее сын Бенедикт (Павел Ворожцов) был счастлив со стюардессой Фанни (Софья Эрнст), но она погибла в авиакатастрофе. Замену любимой он находит в родной сестре девушки — Флоре. Та хоть и похожа на Фанни, но не она. Рената была бы не Рената, если бы не акцентировала тему конечности бытия. В «Северном ветре» Смерть (Мария Фомина) появляется в семье Алисы в образе то мужчины, то женщины…
Но пьеса и спектакль, по словам автора, всё же не о смерти, а о надеждах и мечтах. А также — добавлю — об единственности и в то же время универсальности каждого человека.
— У нас — настоящая творческая лаборатория, в которой все актеры могут играть разные роли, — призналась «Известиям» Рената Литвинова. — Станиславский так же делал в своих постановках. Это некая школа внутри спектакля, в которой, кстати, я тоже нахожусь. Сыграла уже несколько ролей — Маргариту, Смерть, Северный ветер. И очень хотела бы сыграть мужские роли.
Основной цвет спектакля — черный. Художники Георгий Рубчинский и Надежда Балабанова использовали разные его оттенки и поиграли фактурами тканей, одев героев в шелк, бархат, шифон, джерси. Еще одним ярким впечатлением стала музыка Земфиры. Она театральна, неназойлива, деликатно сопровождает действие. Один из треков композитор предложила исполнить солистке Музыкального театра имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко Хибле Герзмаве.
Оставить комментарий