В поселке Замаячный, который местные зовут Ямой, опять устрашающее ЧП: на чердаке заброшенного дома найдены трупы трех исчезнувших год назад девушек. Все трое задушены, у всех троих выколоты глаза.У Ямы плохая репутация: когда страну лихорадили «лихие 90-е», в обычно тихий поселок хлынула из города шантрапа — пьяницы, наркоманы, бандюганы. Начался повальный самострой где ни попадя, и даже полиция не имеет внятной карты криминальной местности. Таких заброшенных строений — разлюли-малины для преступлений — здесь много, и жуткие находки уже кажутся обыденностью.
Сериал из восьми фильмов «Замаячный» по роману Ильи Бушмина «Ничейная земля» поставил режиссер Андрей Либенсон («Кома», «Ночной режим»). Романная форма чувствуется в многослойности повествования: затронуты проблемы разные, сложные, от прошлого, которое всегда с нами, и круговой поруки в полиции, где честь мундира важнее истины, до шукшинской темы непримиримого противостояния растленного города патриархальному селу, которое он заражает своими уродливыми болячками. Расслоено само действие, происходящее в двух временных пластах, разделенных одиннадцатью годами.
Следователь Мазурова не просто должностное лицо, она — женщина со всеми женскими слабостями. Судьба ее не баловала: одиннадцать лет назад она уже сталкивалась с подобным «почерком» серийного убийцы — точно так же были зверски убиты три девушки, и среди них — ее сестра. Потом умерла мать, от страшной вести потерявшая рассудок. Останется ли убийца безнаказанным — зависит теперь от нее и от встреченного ею старого друга, вернувшегося из армии Сергея, ныне оперативника угрозыска (Алексей Бардуков — «Метро», «Нюрнберг»). Он тоже пострадал тогда, в 90-е: среди задушенных была и его девушка…
Сериал раскручивается неторопливо, набрав накал только к середине третьей серии, но в нем есть внутренняя пружина, и ее затаившаяся энергия ощутима в каждом эпизоде. Энергична актерская работа Алексея Бардукова в роли Сергея, убедительна Алиса Кокова в роли пострадавшей от рук маньяка Рамили — уцелевшей свидетельницы преступления; колоритен Дмитрий Поднозов в роли Мазурова-старшего, ревнителя прежних ценностей и домостроевского порядка — а что делать, если девушке теперь на улицу выйти опасно!
Татьяна Чердынцева в роли Екатерины, по-моему, слишком старательно педалирует последствия психологической травмы, определяющие все поведение ее героини: у ее Кати теперь новая жизнь, но старая — не отпускает. Она в гражданском браке, но времени хватает только на работу и мать с ментальными проблемами — муж ее практически ее видит и уже не понимает, зачем съезжались. Она заморожена прошлым, ей грезятся девушки с выколотыми глазами. Вероятно, по идее это должно отразить многомерность характера, но нескончаемая депрессия героини акцентируется в фильме так настойчиво, что становится его главной темой, уже сметая логику: лунатическая повадка и постоянное выпадение из реальности сделали бы любого следователя, да еще по особо важным делам, профнепригодным. Сама актриса характеризует свою героиню как сильную и волевую, хотя в детстве она видела страшные сны. Так вот, израненность души показана очень наглядно, а с «преодолением своих страхов» у экранной Кати проблемы: опытный следователь, она при виде жертвы брезгливо затыкает платочком нос, хотя пора бы привыкнуть. Впрочем, точность акцентов и градаций актерского рисунка — скорее проблема режиссуры.
Герой Бардукова оперативник Сергей среди своих коллег — романтик и правдоискатель. На практике моя полиция меня, конечно, бережет, но и свой профит не забывает: некий его коллега не принял от пострадавшей девушки заявление о такой ерунде, как нападение маньяка с попыткой удушения — с этого и начались в поселке все беды. Но начальство на важное открытие Сергея не реагирует: у самого мэра дочка погибла — да ведь он теперь провинившегося парня сгноит! Стало быть, полицейский хам останется на своем месте — а уж мы все знаем, чего это стоит обществу, давно ощутившему себя беззащитным. Да и тот факт, что сам мэр пострадал, для сюжета важен — вряд ли стали бы так суетиться из-за убитой дочки какого-нибудь шоферюги — там дело скорее всего спустят на тормозах.
Серии метражные, сериал длинный, дело запутанное, и удастся ли вычислить нового Чикатило — покажет ход событий. Но мешает одно обстоятельство: наше кино, особенно сериальное, все увереннее скатывается к техническому браку, а режиссеры, заботясь о «картинке», становятся все нетребовательнее к звуку. В результате Татьяну Чердынцеву, играющую главную героиню, во многих эпизодах практически не слышно — партнеров слышно прекрасно, а ее почему-то нет, так что из соображений гуманности ее реплики хорошо бы снабдить субтитрами. Музыка Евгения Федорова хороша, но она слишком часто берет свое соло, заглушая диалоги. Впрочем, режиссер признается, что работал в сжатые производственные сроки, и приходилось искать компромисс — а страдать будет зритель. Хотя технический уровень киноискусства — тоже ведь «честь мундира».
Оставить комментарий