Кандидатура нового художественного руководителя Ярославского театра имени Волкова уже определена, а его прежний худрук Евгений Марчелли получил предложение о работе от одного из ведущих федеральных театров. При этом неумение договариваться может негативно отразиться на состоянии отечественного театрального искусства. К такому выводу «Известия» пришли, опросив участников конфликта и независимых экспертов.
5 июля Волковский театр в одночасье остался без руководства. По итогам совещания в Минкультуры Владимир Мединский уволил директора Алексея Туркалова и объявил выговор за репутационные потери худруку Евгению Марчелли. В этот же день художественный руководитель написал заявление об уходе по собственному желанию. Совещанию, созванному специально для «разбора полетов», предшествовали коллективное письмо артистов (51 подпись — всего актеров в труппе 60) министру культуры с просьбой уволить директора и массовые акции в виде флешмобов и пикетов в Ярославле.
Каждый прав
В своем письме (есть в распоряжении «Известий») артисты жаловались, что директор не поддерживает творческую политику худрука и всячески мешает ее осуществлению. Сторонники директора утверждали, что он просто делает свое дело и требует дисциплины в финансовых вопросах — как рассказал «Известиям» источник в театре, Алексея Туркалова поддерживали примерно 80 из 200 человек персонала. Однако в результате увольнения директора и демарша худрука федеральный театр остался без руководителей. Нового худрука театр обретет 19 августа, пока же обязанности главы коллектива будет исполнять главный бухгалтер Юлия Серова.
— Я дважды консультировался на эту тему с губернатором (Дмитрием Мироновым. — «Известия»), и наши позиции оказались идентичны. Договорились, что 19 августа я приеду в Ярославль — у театральной труппы это будет первый рабочий день после отпуска, — и, надеюсь, вместе с губернатором и Марчелли мы представим нового художественного руководителя, — заверил министр культуры «Известия». — Кандидатура уже согласована. Этот человек получил поддержку всех — и Министерства культуры, и области, и Марчелли.
Несмотря на собственную отставку, Евгений Марчелли считает случившееся «грандиозной победой театра».
— Нам удалось победить, — заявил он «Известиям». — Министерство культуры России отстранило директора, но, поскольку имелись претензии и ко мне, я получил выговор, с которым абсолютно согласен. Я, естественно, тоже виноват, что случилась эта война, и чисто по-человечески решил написать заявление. В конечном итоге я боролся не за себя, а за театр, чтобы с ним не случилось беды. И актеры боролись не за меня, а за свое будущее в этом театре.
Экс-директор Волковского Алексей Туркалов тоже уверен, что отстаивал интересы театра, причем в правовых рамках.
— В театре не случайно существуют две должности: директора и художественного руководителя. Это два разных направления деятельности и ответственности, — сказал он «Известиям». — В идеале именно совместная работа администрации, творческого коллектива и технического персонала — слаженная, гармоничная — должна приводить к развитию театра, к признанию зрителей и специалистов. Увы, с Евгением Жозефовичем у нас не сложилось. Так бывает. Театр — не армия, где всё по приказу. Видит Бог, я сделал всё, что мог. Переживаю за Волковский, но верю, что всё закончится хорошо.
Искусство в минусе
Конфликт в Ярославле совпал с действиями Минкультуры, направленными на совершенствование системы театрального руководства. В феврале 2018 года министерство совместно с СТД России сообщило о введении новых норм взаимодействия художественного руководителя и директора. Согласно им, худрук может совмещать свою работу с директорской (то есть нести ответственность и за репертуар, и за финансы), а может делегировать финансовые вопросы директору. При этом он в любом случае остается в театре главным, поскольку директор назначается Минкультуры по его рекомендации, а это верный способ избежать конфликта.
Алексей Туркалов занял пост в Театре имени Волкова в минувшем январе. До этого директором числился находящийся под следствием по делу «Седьмой студии» Юрий Итин, но фактически его обязанности исполнял Евгений Марчелли. Очевидно, что передача руководства, несмотря на принятые министерством культуры меры, гладко не прошла. И это именно системные недоработки, никак не связанные с пока не осуществленными планами объединения Волковского и Александринки, считают в театральной среде.
— Мнение, что конфликт начался с желания создать Первый Национальный театр, — это глупость, — заявил «Известиям» худрук Александринского театра Валерий Фокин. — Сегодня время мотивов. Как удобно всем, так все и считают. Конфликт между директором и худруком начался гораздо раньше, как только Алексей Туркалов появился в театре. И сейчас договориться уже было невозможно — всё вышло на пик.
Министр культуры, однако, считает, что поначалу Туркалов и Марчелли работали нормально и худрук принял директора. А уже несколько месяцев спустя произошел разлад. Усугубили ситуацию, по словам Владимира Мединского, «непростые отношения худрука с областными властями».
Неумение поддерживать внутренние контакты и при этом апеллировать к общественности назвала бедой российских театров старейшина российского театроведения, доктор искусствоведения Инна Соловьева.
— О многом, что происходит сейчас в театре, я бы не стала говорить, — посетовала она. — Поскольку всякие лишние разговоры малоосведомленных людей только портят общую ситуацию. Если люди не в состоянии договориться — значит, плохо дело. Значит, дошли до точки. И опять же, решать такие вопросы коллектив должен внутри, не взывая о помощи со стороны. Мол, придите и решите наши споры. Их разрешить невозможно. Либо люди могут вместе работать, либо не могут. В театре разойтись легко, надо уметь договариваться.
Без революций
Подобные ситуации вокруг ведущих российских сцен случались и раньше, напомнил директор Театра имени Вахтангова Кирилл Крок— Конфликты между худруком и директором не новы. Если посмотреть на историю русского театра, можно обнаружить, что многие сегодняшние противостояния во многом напоминают эстетические разногласия Станиславского и Немировича-Данченко. Страдает же всегда театр и, как итог, зритель, — уверен он. — Нужно не забывать, что директор — это вспомогательный, обслуживающий персонал. Лицо театра определяет творческий лидер, будь то главный режиссер или художественный руководитель. Задача директора — находить точки соприкосновения, возможность донести свое мнение до худрука.
Кирилл Крок считает, что конфликтов подобного рода можно избежать, если тот, кто появился в театре позже, — директор это или худрук — будет действовать максимально бережно по отношению к сложившейся системе.
— В каждом театре своя ситуация. Условно, если мы говорим про ярославский театр, то там был сложившийся коллектив, творческий организм. И, приходя в него, нужно либо принимать всё это, либо, если чувствуешь, что тебе чужда стилистика и художественное наполнение, лучше вовсе не браться, — поделился с «Известиями» директор Вахтанговского театра. — Так же можно посмотреть на ситуацию с другой стороны: если худрук приходит в сложившийся коллектив, где есть директор, труппа, репертуар, то тоже нельзя всё ломать об колено. В театре вообще нельзя ничего добиться революциями, только эволюционным путем.
Теперь конфликтующие стороны пойдут своими путями. О планах Алексея Туркалова пока неизвестно. Евгения Марчелли, ставшего свободным художником, ожидают постановки в «Сатириконе», Театре на Малой Бронной и Театре имени Ермоловой.
— Мы всегда поддержим его, когда он придет ставить как режиссер, — отметил Владимир Мединский. — Он в моем присутствии уже получил приглашение на постоянную работу в один из ведущих федеральных театров. Пока он сказал, что у него много проектов и, когда выходишь на работу в какой-то один театр, это очень связывает. Но какое решение Евгений Жозефович примет, так и будет.
Театру имени Волкова теперь предстоит начинать с чистого листа с новым руководством. Залогом сохранения Волковского Валерий Фокин считает «точную кандидатуру худрука». Но найти человека, который возродит и объединит театр, — очень трудная задача, подчеркнул он. Впрочем, министр культуры уверен, что выбранный кандидат сможет не только сохранить тот художественный уровень, которого достиг ярославский театр при работе Марчелли, но и подняться на новые вершины.
Оставить комментарий