Одним из главных событий фестиваля музыкальных театров «Видеть музыку» стала мировая премьера оперы «Ариадна. В поисках утраченного». В качестве композитора трехчасового опуса указан Клаудио Монтеверди, хотя справедливее было бы передать эту честь Эндрю Лоуренсу-Кингу — дирижеру, арфисту и художественному руководителю проекта.
Взяв за основу единственный сохранившийся фрагмент из утерянной оперы Монтеверди «Ариадна» (1608) — «Плач Ариадны», британский маэстро решил воссоздать пятиактное произведение по дошедшему до нас либретто Оттавио Ринуччини. Известно, что в разных сочинениях композитор использовал для определенных слов, эмоций, ситуаций похожие мелодические и гармонические обороты. Из таких «музыкальных кирпичиков» Лоуренс-Кинг и собрал партитуру «Ариадны».
В этом плане проект — в большей степени исследовательский, причем, поражающий своим масштабом. Надо было как минимум проанализировать всю сохранившуюся музыку итальянского гения такт за тактом и детально разобраться, почему в каждом конкретном случае Монтеверди написал такие ноты, а не иные (хотя очевидно, что «поверить алгеброй гармонию» можно не всегда).
Впрочем, и без композиторского мастерства здесь не обойтись, поскольку механическое чередование звуковых формул неизбежно будет отдавать искусственностью. И, надо заметить, Лоуренс-Кинг справился блестяще. Если не знать историю произведения, можно решить, будто мы действительно слушаем неизвестную итальянскую оперу начала XVII века.
Не исключено, что, найдись однажды подлинная партитура «Ариадны», версия Лоуренса-Кинга по сравнению с ней будет выглядеть более монтевердиевской. Гениям свойственно в каждой новой крупной работе делать шаг вперед и обманывать ожидания, открывать новые горизонты, а «Ариадна. В поисках утраченного» по понятной причине никаких горизонтов не открывает, зато на 100% отвечает нашим представлениям о стиле Монтеверди.
И всё же это работа революционная — не по музыке как таковой, а по происхождению и задачам. А еще — невероятно актуальная: опять-таки не из-за языка, а из-за метода, плоть от плоти постмодернистского.
Общий стиль спектакля на Малой сцене Театра им. Н.И. Сац имитирует довольно скромные условия премьеры при дворе мантуанского герцога Винченцо Гонзага. Статичные декорации ограничены бутафорскими облачками, изображением на заднике кораблей в гавани и игрушечным парусником (в нужные моменты его выносит на руках арфистка). Как тут не вспомнить нынешнюю моду на минималистичное сценическое оформление!
Чуть разнообразнее — костюмы в псевдоантичном стиле. Однако сложно отделаться от ощущения, что это всё не всерьез. Тем более нарушается аутентичность, когда хористы выходят с нотами в современных папках, а кое-кто даже с планшетом. Но в этом — свой шарм. Полноценная реконструкция того, что видели и слышали гости 28 мая 1608 года, сегодня невозможна в принципе. А игра в реконструкцию, интеллектуальная комбинаторика — вполне. Что авторы и исполнители спектакля «Ариадна. В поисках утраченного» с успехом и продемонстрировали.
Оставить комментарий