Два года назад мы писали про борисоглебскую группу «Почему коммутатор молчит» с предложением обратить на нее внимание как на одну из самых талантливых в богатом на спрятанные жемчужины российском андерграунде. Сложно сказать, сработал тот призыв или нет. Но, кажется, сейчас к Азату Марабяну и компании интереса (абсолютно заслуженного) все-таки побольше, чем тогда. И хорошо. Ведь у «Коммутатора» вышла новая пластинка. Уже традиционно — замечательная и автоматически попадающая в список наиболее ярких и мощных отечественных релизов 2016-го.
Парадоксально, но название «Топорная работа» характеризует этот отличный релиз как нельзя лучше. Во-первых, потому что лоу-фая и занятных экспериментов с грубым, наждачным, «непричесанным» шумом тут полным-полно. Во-вторых, имеется в виду еще и Родион Раскольников — и шкала по-настоящему достоевского отчаяния, надрыва и безнадеги Марабяном со товарищи за десять песен полностью заполняется не раз и не два.
Собственно, стартовый же номер — «Это нужно видеть» — максимально гармонично (насколько слово «гармония» вообще применимо к этим выбросам темной энергии) сочетает эти «во-первых» и «во-вторых». А следующий — совсем уж жуткая и нервическая «Будь осторожна» — бескомпромиссно закрепляет только что пройденное.
Азат поет на пределе, как будто самый его пронзительный высокий голос ломается и искажается под гнетом мира. Пульсирует электронный бит, ритуально стучит драм-машина, синтезаторы напоминают чуть ли не Burzum, «небу не хватает места, и своя же в горле кость». Все это до неприличия красиво. Речь не только об «особенной», сюрреалистической красоте техногенных и макабрических образов, которыми песни «ПКМ» всегда наполнены особенно щедро, но и о красоте мелодий. Умение Марабяна сочинять стопроцентные хиты давно стало притчей во языцех в определенных кругах. И вот — новое подтверждение. Та же «Будь осторожна» — как и «Машина», и «Еще не дети» — застрянет в вашей голове надолго, уж поверьте. А причудливые шугейзовые аранжировки не просто добавляют композициям фактуры и глубины, но и усиливают этот мнемонический эффект.
Есть, конечно, и моменты затишья — например, минималистичный акустический «Холод». И, наоборот, совсем уж тревожный, мечущийся абстрактный индастриал. В общем, «Топорная работа» эклектична — однако это тот самый случай, когда разнообразие не превращается в разнородность или попытку бездумно скопировать всех подряд. Альбом органичен, самобытен и должен быть услышан каждым, кому небезразлична хорошая минорная музыка — вне зависимости от ее жанровой принадлежности.
Оставить комментарий