Без этого «почти», конечно, не бывает. С него и начнем. Жаль, не удостоен премии наш Константин Бронзит с его космической анимацией — но о его соперниках трудно судить заочно. Жаль, что с самого начала была обречена на проигрыш отличная работа Брайана Крэнстона в байопике «Трамбо» — ее буквально смела всенародная жажда исправить наконец давнюю несправедливость по отношению к Леонардо Ди Каприо. Как минимум странно, что в категории «Лучшие визуальные эффекты» весьма скромная в этом отношении фантастика «Ex Machina» одержала верх над визуальным пиром «Звездных войн», «Марсианина»,»Безумного Макса» и вполне качественной медведицей из «Выжившего».
Второй подряд режиссерский «Оскар» Алехандро Гонсалесу Иньярриту мне кажется перебором — но это субъективно. И, наконец, удивило, что хорошее, умное и ровное, но вполне банальное исполнение роли второго плана Алисией Викандер в «Девушке из Дании» оценено выше, чем взрывная, почти театральная эксцентриада Дженнифер Джейсон Ли в «Омерзительной восьмерке». В остальном — все либо замечательно, либо, как минимум, приемлемо. «Безумный Макс: дорога ярости» победил почти во всех, условно говоря, технических номинациях — звука, париков и гримов, монтажа изображения и звука, костюмов и оформления, оказавшись лидером вечера по числу премий. Порадовала победа Марка Райлэнса в роли второго плана в фильме «Шпионский мост» — таким образом косвенно отмечена и сама эта работа Стивена Спилберга, явно обделенная номинациями. Можно порадоваться большому успеху 26-летней Бри Ларсон, взявшей своего первого «Оскара» за клаустрофобскую драму «Комната». По заслугам оценено творчество классика киномузыки Эннио Морриконе — 87-летний маэстро по-прежнему в великолепной форме.
В номинации «Лучший фильм на иностранном языке» ожидаемо победил венгр Ласло Немеш с фильмом «Сын Саула» — абсолютно новаторским по замыслу и по исполнению. Его новизна и авторская отвага в том, что он выходит далеко за пределы трагической темы холокоста, его эмоциональный итог много шире: «субъективная камера» выражает не только взгляд героя, но и вполне актуальное состояние человека в расчеловеченном мире. И жуть, пережитая нами в кинозале, не имеет по силе равных. «Сын Саула», бесспорно, принципиальный успех и дебютанта Ласло Немеша и всего венгерского кино.К ликованию поклонников, наконец взял своего «Оскара» Леонардо Ди Каприо. Для артиста такого калибра роль в «Выжившем», на мой взгляд, просто тесна и требует не столько актерского мастерства, сколько физической выносливости. И, конечно, несправедливо, что именно она формально признана лучшей во всем его действительно блистательном творчестве. Но уж как вышло, так вышло — все равно ведь большинству зрителей ясно, что Леонардо сегодня один из лучших актеров мирового кино. Будем считать, что это — и за «Титаник», где он не попал даже в номинации, и за «Волка с Уолл-стрит», и еще за многие роли, почему-то не удостоенные внимания «Оскара».
В высшей степени разумно, что лучшим фильмом года признан не набитый спецэффектами блокбастер, а «нормальное кино», где нужно не ахать, а думать, — драма-расследование «В центре внимания» Томаса Маккарти. Фильм честно и подробно воспроизводит реальный случай журналистского расследования преступлений в бостонском церковном сообществе — акт незаурядного мужества коллег в их борьбе за торжество закона. И в этом смысле награждение «Оскаром» не только фильма, но и его поднявшего актуальную тему сценария — более чем логично. Церемония проходила в накаленный момент скандала, когда несколько чернокожих кинематографистов заявили о расовой дискриминации в киноиндустрии и в Киноакадемии. Ведущий вечера афроамериканец Крис Рок оказался в трудном положении: его призывали бойкотировать церемонию и по сути ее сорвать; на это он не решился, но несколько раз полностью переписывал свою вступительную речь и практически всю свою роль превратил в острые импровизации на темы расового равенства.
Тщательно следила за пропорциями и администрация «Оскара», и мизансцены подчас напоминали советские плакаты о дружбе народов: один белый участник обязательно уравновешивался его чернокожим коллегой. Можно только восхититься оперативностью, с какой были подготовлены остроумные юмористические и пародийные этюды на взрывоопасную тему, артистизмом всего действа и явным желанием его участников, чтобы все в этой большой кинематографической семье окончилось мирно, справедливо и хорошо.
Оставить комментарий