Крик ребенка, гигантская иголка, дырявые яйца, мозг на ножке – скульптуры турецкого художника Ахмета Йигидера вызывают самые разные ассоциации. Его выставка, открывшаяся на «Винзаводе» в галерее «Файн Арт», не случайно получила название «Интеллект». Здесь представлено 14 минималистичных скульптур из дерева, визуализирующих мыслительный процесс. Однако они не только воплощают в природном материале нематериальное качество психи человека, изыскания художника намного шире и касаются технического прогресса и древних культур, глобальных цивилизационных процессов и глубинной философии.
На фоне белых стен галерее «Файн Арт» скульптуры молодого скульптора из Турции Ахмета Йигидера смотрятся как фантастические предметы будущего. В них соединились образы первобытной знаково-символической системы и передовые тенденции промышленного дизайна. Пластический язык автора очень красноречив и молчалив одновременно. В этом и кроется очарование его работ. У каждого зрителя скульптуры вызывают свои ассоциации.
Некоторые арт-объекты напоминают огромные иголки с широким ушком, но в то же время они ассоциируются с космическими ракетами. Другая скульптура похожа на яйцо с дырочками, но в ней читается и другой подтекст – идеальные овалы можно принять за дизайнерскую версию желудей или полуабстрактные головы. Одна из деревянных скульптур напоминает человеческий мозг на ножке, от которого тянется длинный «луч» – словно материализованный интеллект посылает зрителям сигнал.
Одна из работ – высокая деревянная скульптура с овальной «головой» и надрезом, окрашенным в красный цвет, – походит на кричащего малыша. Другая скульптура – слово дерево без листьев. Кроны его прекрасны своей хаотичностью, а ствол очаровывает выверенностью идеальной геометрической формы.
Эти с одной стороны фигуративные, с другой – абстрактные предметы говорят со зрителями на пластическом языке. И разговор этот строится вокруг разных философских дилемм, связанных с прошлым и будущим человечества. Каждая работа предлагает вступить в диалог – чувственный и логический. «Художник старается показать символы и знаки, скрытые в действительности, и вовлекает зрителя в свои интеллектуальные искания. Именно такой представляется его философия, молчаливой и глубокой», – поясняет куратор выставки Тимофей Смирнов.
Погружению в размышления о свойствах человеческого мышления и восприятия способствует музыка – звуки скрипки и электронного фортепьяно. Пока зрители рассматривают скульптуры, пытаясь найти собственные трактовки смыслов, директор галереи «Файн Арт» Марина Образцова рассказывает «МК» о том, как случился этот проект.
– Три года назад у нас была выставка Юлии Волконской «Поймай волну!», – говорит Марина. – В один из последних дней работы проекта в галерею заходит человек. Ему понравилась картина «Аквамарин». Он оказался директором музея в Стамбуле, который собирает оригинальные запахи и показывает их как произведения – у каждого своя история и смысл. Это был Ахмет. Он купил картину, и я попросила сына отвезти ее в Стамбул. Когда сын прилетел, Ахмет его встретил, и оказалось, что он еще и скульптор. У Ахмета были выставки в Стамбуле, а в России сейчас – впервые. Его проекты про запахи – тоже ассоциативные, как и скульптуры, но здесь все же другая история.
Но именно ассоциативность – главный творческий метод Ахмета Йигидера. Как иначе можно увидеть интеллект, как не с помощью ассоциативного ряда, который наш мозг выстраивает сам. Получается, что, глядя на работы художника, каждый смотрящий становится соавтором, сотворцом выставки. Минималистичные формы, разбавленные лаконичными деталями и наполненные пластической экспрессией, заставляют наш мозг работать – включаться в философские поиски автора. И таким образом мы начинаем чувствовать и почти тактильно ощущать собственный интеллект.
Оставить комментарий