26 ноября на одной из лучших концертных площадок Москвы состоялся концерт «Я буду петь свою музыку». Три популярнейших российских рэпера Баста, Oxxxymiron, Noize MC выступили в поддержку арестованного за нарушение общественного порядка коллеги Хаски. И хотя Хаски накануне отпустили, музыканты выступали с большим воодушевлением, а публика пребывала в состоянии солидарности и восторга. О том, как это произошло, о свободе самовыражения, давлении на музыкантов, цензуре, хип-хопе и музыкальном бизнесе корреспонденту «Ленты.ру» рассказал директор «Главклуба Green Concert» Игорь Тонких.
Этого концерта не было в афише «Главклуба», но он состоялся, да еще и при полном аншлаге. Расскажи, как это произошло?
Игорь Тонких: Сразу же после того, как арестовали Хаски — если не ошибаюсь, это было в четверг, — мне позвонил менеджер Оксимирона и предложил идею концерта. А поскольку уже несколько месяцев вокруг клубились слухи об отмененных концертах, задержании артистов, давлении на клубы, мы решили, что это будет актуально. Обсудили идею внутри, сделали звонки людям, не имеющим отношения к индустрии развлечений, но способным оценить риски подобного мероприятия, и по совокупности признаков приняли решение его провести. Через сутки сделали анонс. За два часа продали все билеты — три тысячи.
На твой взгляд, в провинции давление на артистов выше, чем в Москве и Петербурге? И с чем это связано?
Москва живет по своей отдельной конституции, регионы — по своей. В Москве и регионах есть существенная разница в умах, кроме того, как мне объяснили знающие товарищи, есть и существенная разница в средствах, которыми располагают власти, если вдруг ситуация выйдет из-под контроля. И если в Москве есть полки, дивизии, любая техника, от водометов до системы глушения, лазерного нано-хайпер- и какого угодно нового оружия, то в регионах «воронки», не прошедшие техобслуживание, и соответствующие этому опасения. Если вдруг молодняк поведет себя непредсказуемо, они просто не будут знать, что с этим делать, вот и перестраховываются подобным образом, как им кажется, упреждая опасные проявления.
Ты считаешь, что «молодежная инициатива» может угрожать кому-то? Люди, пришедшие на концерт, — это же не футбольные фанаты, в конце концов…
Футбольные фанаты — это хороший пример. Как известно, десять человек, хорошо подготовленных и обученных, могут легко погнать тысячу. Мы с тобой это помним по временам люберов. Позже эта технология была отработана и во многих других местах — провокаторы в трениках, носящие признаки организованной группы, кем организованной и зачем — обычно неизвестно. Назовем их «титушки» — есть такой собирательный образ. Мы столкнулись с тем, что выросла новая молодежь, и это не только новая многомиллионная аудитория потребления, это еще и люди со своей жизненной философией, которую никто пока не в состоянии внятно сформулировать, но которой уже все боятся. Все боятся каких-то «синих китов», мальчика с автоматом в школе…
И кто же этого боится?
Боятся родители. И если они сами не пишут письма куда следует, им подскажут компетентные товарищи, как правильно все оформить, чтобы заблудших овечек направить по правильной тропинке.
Ну хорошо, с побуждениями компетентных товарищей понятно, а как ты сам относишься к цензуре?
Я отношу себя к людям либеральных взглядов. Я считаю, что права индивидуума важнее государственных интересов. Это моя жизненная философия. Я также считаю, что могу позволить себе и своим детям все то, что декларирует конституция и не запрещено законом.
Относительно закона твоя позиция мне понятна. А как обстоит дело с внутренней цензурой? Есть какие-то вещи, которые лично для тебя абсолютно недопустимы, и в связи с этим ты можешь отказать артисту в выступлении в своем клубе?
Нет, только если он нарушает закон. Я не считаю никакие художественные приемы запретными. Никакие…
Недавно наш с тобой общий друг Гарик Сукачев сказал, что он не видит ничего плохого в запретах и давлении, так как это только закаляет музыканта, делает его выносливее, злее и активнее. Гарик привел в пример музыкантов своего поколения, которым пришлось выдержать достаточно сильное давление системы. Когда же это давление прекратилось, русский рок выродился, превратившись, по мнению представителей следующего поколения, в «говнорок».
Это достаточно расхожий миф — что если художник голоден, то он более активен, зол и агрессивен в своем творчестве. Но я этого не вижу. Я не вижу массового протеста в хип-хопе. Артистов, которые позволяют себе аллегории или прямую критику власти, не больше десятой части. Это очень немного.
И тем не менее. В сытые 2000-е всем было пофигу, а единственной… ну ладно, пусть будет главной темой хип-хопа был рассказ о том, как лирический герой снял классную телку, круто набухался и круто оттянулся. Теперь же героями площадок становятся исполнители, поднимающие, скажем так, более актуальные для общества темы.
Для этого есть вполне очевидные причины. Поскольку вектор развития консервативный, а возврат в прошлое — в сторону Советского Союза с его ценностями и его мироощущением — очевиден, это удручает. Удручает и меня, и молодняк, который не знает, чем был Советский Союз и какой может быть цензура. Слишком очевидны стали в последнее время ляпы, все эти идиотские законодательные инициативы, которые заставляют усомниться в здравомыслии постоянно пиарящих себя депутатов. Это вызывает естественный протест, который и находит выражение в молодежной субкультуре.
Ты не боишься, что, поддерживая такие концерты, ты можешь навлечь на себя серьезные неприятности? Придут пожарные, потом налоговики, антитеррористы… Начнут прессовать.
Боюсь. Моя задача как директора клуба — бояться. Думать о рисках, которые это несет бизнесу. Понимать, как я буду действовать, если события начнут развиваться по неблагоприятному сценарию. Что могло быть с этим концертом? Его могли бы запретить. Прямо или косвенно. Но не запретили же. Каждый человек в какой-то степени готов к противостоянию чему-то. Вопрос — к чему и до какой степени, а это уже зависит от огромного количества факторов. Что он теряет, что готов потерять, какие у него планы, какое семейное положение. Если у тебя, допустим, дети грудные и мама больная — это одна история, а когда у тебя дети взрослые и самостоятельные, родительская ответственность снижена. В этом случае можно позволить себе большие вольности.
Тебе с подобным давлением уже приходилось сталкиваться?
Да. Это было и у нас в клубе. Начинают фигурировать списки как бы запрещенных групп. Они не имеют силы закона, это скорее инструкции. Вопрос в том, как эти инструкции будут применяться.
Предыдущий всплеск отмен концертов был связан с металлическими группами, с которыми принялись активно бороться православные фрики. И тогда под раздачу попали как бы сатанисты и как бы блэк-металлисты — за то, что их посчитали угрозой религии. Это было совсем недавно. И это так же тихо ушло, как и неожиданно возникло. Как по мановению палочки. Значит, дирижер существует, и он время от времени на оркестр поглядывает.
Ну, там же тоже не дураки сидят…
Сложно сказать, как это все точно работает. С одной стороны, если ты пропагандируешь какую-то идею — то, наверное, ряды твоих последователей должны расти. А если растут ряды последователей политики, отличной от политики правящей партии, то она должна чувствовать в этом угрозу. А с угрозами правящие партии во всех странах и всегда борются. Как это было в совке, мы помним.
Оставить комментарий