Про самого себя Этторе Скола как-то раз сказал: «Я принадлежу к поколению, которое жило мифам. И кинематографические мифы для меня — это Де Сика и Феллини”.
Эта формулировка идеально описывает место Сколы в итальянском кино — в его фильмах витальная народность картин Де Сики мирно уживается с изысканностью картин зрелого Феллини. Но в этой фразе главное, конечно, не столько генеалогия Сколы-режиссер, сколько бесстрастная констатация, что слава самого Сколы — автора, без сомнения, значимого и важного — никогда не достигнет высот его предшественников.
Этторе Скола начал свою режиссерскую карьеру в 1964-м, когда итальянское кино, пережив бурный неореалистический взлет, вступило в пору своего наивысшего расцвета — в то время Аппенинский полуостров был едва ли не самой горячей кинематографической точкой планеты. Неудивительно, что первые работы Сколы («Если позволите, поговорим о женщинах», «Миллиондолларов», «Нервная дрожь») были хоть и в целом благосклонно встречены критикой и публикой, но вполне справедливо носили титул ученических работ — уж слишком явно Скола пытался быть вторым Де Сика.
Свою собственную интонацию режиссер, впрочем, нащупал довольно быстро — в 1970 году его «Драма ревности» с великолепными Марчело Мастрояни и Моникой Витти в главных ролях соединила простодушные социальные мотивы окончательно выродившегося неореализма с ядовитой иронией, которая мутирует в бескомпромиссно-злой сарказм . Этот ядреный коктейль на долгие годы станет визитной карточкой Сколы. Первый большой успех Сколы не прошел незамеченным — с этого момента его картины постоянно участвуют в конкурсе Каннского кинофестиваля. Идейное продолжение «Драмы ревности» — совершенно восхитительная трагикомедия «Отвратительные, грязные, злые» (1976), в которой Нино Манфреди играет одноглазого бедняка, пытающегося утаить от своих многочисленных родственников свои сбережения, получает в тех же Каннах приз за режиссуру.
«Отвратительные, грязные, злые» и по сей день считаются одной из главных вершин как творчества Сколы в частности, так и всего итальянского кино 70-х. Но и после этого пика в его фильмографии можно найти не просто заметные, а по-настоящему знаковые работы. Фильм «Необычный день» (1977) при всей его вторичности подарил зрителю одну из самых запоминающихся встреч на экране Софи Лорен и Марчелло Мастрояни. Номинированный на «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке «Бал» (1983)- один из самых дорогих, пышных и амбициозных фильмов. В этом красочном музыкально-танцевально-живописном полотне Скола мастерски рассказывает историю французского кинематографа от конца 30-х годов до начала 80-х — и пусть сегодня это уже немного отдает нафталиновой антологией с песнями и плясками, смотрится это кино по-прежнему внушительно.
Вторая половина 80-х — начало масштабного кризиса итальянского кинематографа, когда старые рецепты успеха вдруг обветшали и перестали работать. С этого момента сложно выделить какой-то особенно удачный период творчества Сколы. Пожалуй, последней его заметной работой стала картина 1987 года «Семья» — масштабный кинороман о нескольких поколениях одного римского семейства, вызывающая уважение попытка зрелого мастера осмыслить ломающий героев об колено XX век.
В 2011 году Этторе Скола внезапно покинул съемочную площадку своего последнего игрового фильма и объявил всем, что возвращаться туда не намерен по одной-единственной причине — кино перестало приносить ему моральное удовлетворение, а новые правила существования режиссеров в киноиндустрии совершенно ему не подходят. В режиссерское кресло с тех пор он вернулся лишь единожды — в 2013-м он снял документально-художественный панегрик «Это странное имя Федерико!», посвященный Федерико Феллини. Фильм пронизан абсолютной любовью к кумиру, но еще больше — тоской по безвозвратно ушедшей эпохе великого кино, младшим сыном которой Скола по праву назывался.
Оставить комментарий