В Госфильмофонде готовят каталог кинопленок, посвященных Гражданской войне в Испании. Среди тех, кто снимал события тех лет, были и советские операторы. О том, как создавалась эта кинолетопись, — Станислав Анисимов.21 августа 1936 года в Испанию прибыли специальные корреспонденты советской «Союзкинохроники».
В киножурнале «К событиям в Испании» — начало Гражданской войны. Добровольцы вступают в республиканскую армию, первый инструктаж, сцены солдатского быта.Камеры республиканцев снимали репортажно, но звук не писали. Для убедительности хронику сопровождал закадровый комментарий.«Звуков выстрелов не слышно, не писали фонограмму- озвучивали потом», — отметил научный сотрудник Госфильмофонда Денис Федорин.
Что снимать и как снимать в Испании, Макасееву и Кармену рекомендовал журналист Михаил Кольцов. В прошлом он сам работал в Московском кинокомитете, поэтому о работе кинохроникеров знал не понаслышке. Характер его рекомендаций можно понять из опубликованных в «Правде статей». Хроника Гражданской войны в Испании регулярно печаталась на международной полосе.
«В Испании не только Кольцов был корреспондентом «Правды». Там очень много было корреспондентов, и писали многие. И жена Кольцова была. Формально Гражданская война кончилась в 39-м году, а в 38 году у него уже другие дела. А Жена Кольцова продолжает писать, она тоже была корреспондентом «Правды», — отметила хранитель отдела книжных фондов Музея истории российской литературы имени Даля Татьяна Кравченко.
Под контролем республиканцев оказались крупные промышленные центры с развитым кинопроизводством. На территории националистов располагались только мелкие прокатные конторы. Поэтому им понадобилась помощь союзников: фашистских Германии и Италии.
Хронику снимали по их стандартам: массовые общественные мероприятия с участием первых лиц франкистского режима Демонстрация партийной символики. И для контраста — уничтожение памятников культуры. Горят книги — впечатляющие кадры, и не менее любопытный факт, что тогда этот образ использовался националистами как оружие против республиканцев.
«И здесь, конечно огромное значение имело влияние немецкой видеопропаганды, с которой они пытались все копировать. Поэтому на первом этапе франкистской пропаганды она очень похожа на то, что было в Германии», — заявил научный сотрудник Института всеобщей историии РАН Георгий Филатов.
На этих кадрах, снятых французским оператором Раймоном Межа, последствия бомбардировки Герники легионом «Кондор». Пропаганда франкистов отрицала факт бомбёжки. В закадровом комментарии диктор утверждал: город был подожжён самими республиканцами, использующими тактику «выжженной земли».
«Неожиданную роль сыграл Пикассо. Вопрос в том, как в 30-е годы это прозвучало, в 37-м году эта работа не очень-то повлияла на отношение к республике. Хотя республиканские силы очень надеялись на поддержку художника. Другое дело, что когда мы сегодня смотрим на эту работу, у нас не остается сомнения в том, кто виноват был в происшествии», — руководитель центра испанских и португальскх исследований института всеобщей истории РАН Екатерина Гранцева.
Синхронная запись звука — еще одно оружие пропаганды, которое было в арсенале франкистов, Яркий образ оратора: строгий отбор ракурсов, крупности планов. Четкое конструирование пространства: в кадре ничего лишнего. Звук создавал необходимый эффект присутствия.
Запись звука велась оптическим способом на обычную кинопленку. При помощи специальной приставки. Вот она, установлена под камерой. Съемки велись на немецкую технику марки «Аскания». Она подходила как для работы в павильоне, так и для работы на натуре.
«Принцип конструкции, такой же, как и у «Дебри». Но она была усовершенствована вот для таких вот полевых условий. Во-первых металл был качественный. Во-вторых — очень точная работа грейферов, работа всех механизмов. Очень точно подогнанно все», — заметила старший научный сотрудник Музея кино Эмма Малая.
Изучить материалы, снятые на эту камеру, сегодня можно в Госфильмофонде. Здесь хранятся немецкие пропагандистские фильмы и киножурналы почти всех стран Европы и кинолетопись — исходники съемок фронтовых операторов времен Гражданской войны в Испании. Всего более 300 единиц.
«Большинство пропагандистских фильмов и сюжетов киножурналов — это трофейный фонд, так называемый», — пояснил научный сотрудник Госфильмофонда Денис Федорин. Пленки, оказавшиеся в Госфильмофонде после завершения Второй мировой войны, сейчас проходят вторичную обработку, научно атрибутитруются и будут внесены в отдельный каталог. Они станут доступны исследователям, историкам и тем, кого интересует, как появлялись одни из первых способов манипуляции массовым сознанием.
Оставить комментарий