В Государственном историческом музее в Москве теперь можно побывать на уроках чтения известных филологов и преподавателей литературы столичных школ и вузов. Корреспондент «РГ» внимательно прослушала первую лекцию. Тема урока звучит немного пафосно: «Онегина воздушная громада». В небольшом зале заняты почти все стулья. На занятия пришли серьезные взрослые люди и студенты. Многие с удовольствием пьют чай. Цикл лекций так и называется: «Уроки чтения за чашкой чая». Знакомлюсь с гостями.
— Я учусь на филфаке, поэтому мне интересно узнать что-то новое, — говорит Ксения, — классические произведения всегда хранят в себе какие-то загадки, хотя казалось бы все уже исследовано и изучено. В третьем ряду сидят мама с дочкой-подростком. Спрашиваю у девочки, неужели в выходной день не нашлось более увлекательного занятия, чем лекция по литературе.
— Мама в детстве «Онегина» читала, — робко отвечает она. — Правда, я не очень хорошо помню, о чем там.
— В школе нам достался не самый лучший педагог, а мне бы хотелось, чтобы дочь знала и любила литературу, — делится мама. — Поэтому пришли послушать, что расскажет Серей Волков.
Пока знаменитый преподаватель школы N 57 Сергей Волков аботливо рассаживает зрителей ( «здесь будет плохо видно, лучше сюда садитесь»), спрашиваю у организаторов, какая связь между Историческим музеем и литературой.
— Думаю, что наши лекторы смогут здорово оживить историю, — говорит куратор проекта, начальник отдела внешних связей музея, Мария Пономарева. — Наши лекторы популярные филологи, которые умеют рассказать об известном неожиданно и интересно. Боюсь, нам придется еще стулья искать, — встревоженно замечает она, увидев, что резервные стулья уже заняты, а посетители все идут и идут.
Кто бы мог подумать, что самый неудачный когда-то формат передачи знаний массам, — помните, как пытался прочесть лекцию нудный лектор в «Карнавальной ночи»? — сегодня станет так востребован и популярен. Мы как будто изголодались по качественной информации и настоящим, умным, думающим учителям. Зал «уж полон», не протолкнуться, те, кто не успел занять место, готовы слушать Волкова стоя. А он готов здесь и сейчас рассказать все, что знает. Жаль, время ограничено.
— Большое спасибо за внимание к классике, — говорит он со своего учительского места. — Разговор о «Евгении Онегине» будет трудным, потому он всеми прочитан, изучен, может, уже и поднадоел. Но мы решили открыть именно им наш цикл лекций.
За ожидаемым приветствием начинается потрясающая, удерживающая внимание всех собравшихся, ныряющая из XVIII века в наш, XXI, — с Фейсбуками, эсэмэсками и прочими атрибутами современной жизни — лекция. — Я познакомился с одной француженкой, — говорит Волков, — у нас теперь роман в письмах. Она прочитала в переводе «Онегина» и пишет мне с восхищением, «это такой роман, такой роман!». А то я не знаю, какой это роман! — под общий восторг резюмирует учитель и актер в одном лице. — Вы представляете, что делает Пушкин через сотни лет после своей жизни с современными французами?
За час с небольшим Волков успеет рассказать, как правильно дышать, читая ямб и хорей, зачем Пушкин написал в конце романа слово «Конец», про режиссерские и операторские способности Александра Сергеевича, и незаметно для всех ответит на незаданный вопрос девочки-подростка — «о чем там?».
Мой сын-первоклассник, которого я взяла на лекцию, вернувшись домой, рассказал папе, как учитель «говорил смешные слова».
— Представляешь, он сказал, вот если бы балерине на одну ногу валенок, на другую конек, а в руке кирпич, и еще чтоб она порхала, — хохотал он. — Это такие удивительные стихи Пушкин написал.
А мне-то казалось, он чуть ли не засыпал на уроке.
— Пойду почитаю, — сообщил первоклассник и достал с полки «Кто такой Пушкин?» из серии «ЖЗЛ для детей».
27 февраля Надежда Шапиро проведет урок на тему «Мертвые души.Живые вещи». Вход на лекцию по билетам в музей, начало в 16.00. Подробное расписание есть на сайте музея.
Оставить комментарий