Первую — светскую часть нашумевшего сериала «Монастырь», где героиня Насти Ивлеевой (Мария) прожигает жизнь, режиссер Александр Молочников снимал в Тунисе, а вторую – в стенах действующих мужских монастырей Вологодской области — в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом. Там, по задумке сценаристов, тусовщица прячется от своих преследователей.
Премьера картины состоялась в прошлом месяце, 19 ноября, сразу побив в первый день все рекорды по просмотрам на Кинопоиске. Лента собрала как восторженные, так и отрицательные отзывы. Ажиотаж вокруг картины связан и с отказом Министерства культуры РФ выдать прокатное удостоверение сериалу. Причиной этого стало нарушение подпункта «Ж» пункта 18 правил выдачи, то есть оскорбление религиозных чувств верующих.
Что известно о монастырях, в которых снимали сериал с Ивлеевой?
Кирилло-Белозерский монастырь основан в конце XIV и начале XV веков на берегу Сиверского озера. В 1397 году туда пришли два инока московского Симонова монастыря – Кирилл и Ферапонт. Для поселения монахи избрали высокий холм на берегу озера. На склоне этого холма выкопали землянку, в которой прожили год. В 1398 году Ферапонт оставил Кирилла, ушел дальше на север, где облюбовал место для собственного монастыря, названного впоследствии его именем (Ферапонтов монастырь).
А Кирилл же остался в этих краях и положил основание монастырю, ставшему впоследствии известным под именем Кирилло-Белозерского. Основное строительство развернулось в XVI—XVII веках. Меньше чем за два столетия после кончины преподобного Кирилла, как сказано на сайте монастыря, «затерянный в глухих лесах небольшой деревянный монастырь вырос в великолепный город, несомненно, поражавший взоры паломников обилием церковных маковок, узорочьем башен, стен, живописностью служебных построек».
Первое каменное сооружение в обители – Успенский собор был возведен в 1497 году. По имени своего главного собора монастырь называется Успенским, а по имени своего святого основателя – Кирилло-Белозерским.
Обитель стала одним из важнейших книжных центров России. К концу XV века здесь хранились 210 рукописей. В 1601 году монастырская библиотека насчитывала 1065 рукописных и печатных книг, начиная с сочинений по естествознанию, лично переписанных еще преподобным Кириллом.
В 1924 году монастырь был закрыт и на его территории был создан историко-архитектурный музей-заповедник. Возрождение монашеской жизни началось в 1998 году, когда часть территории обители, именуемая Малым Ивановским монастырем, была передана в бессрочное пользование Русской Православной Церкви.
Богородице-Рождественский Ферапонтов мужской монастырь основан преподобным Ферапонтом в 1398 году. Обитель расположена в 18 км от города Кириллова, между озерами Паским и Бородаевским. Представляет собой уникальный памятник истории, архитектуры и стенописи XIV–XX вв., дошедший до наших дней в архитектурном комплексе XV–XVII вв.
Среди его построек – самый древний каменный храм Русского Севера – собор Рождества Богородицы 1490 года, вся внутренняя поверхность которого расписана древнерусским иконописцем Дионисием. Уникальные фрески сохранились до наших дней. Его же кисти принадлежат древние иконы из собора. Однако 1930-е годы иконостас был изъят из храма «за низкой художественной ценностью». По информации Вологодской метрополии, сейчас бесценные иконы находятся в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, в Третьяковской галерее и Русском музее.
В 1798 году монастырь упразднили, а спустя почти 105 лет монашеская жизнь в стенах обители возобновилась. Затем монастырь вошел в состав Кирилловского краеведческого музея. В 1974 году был открыт Музей фресок Дионисия. С 1989 года возобновились богослужения Ферапонтовского прихода.
Как создатели «Монастыря» снимали сериал в действующих монастырях?
По словам создателей картины, съемки в монастырях РПЦ согласовала им без проблем. Работа велась так, чтобы не мешать внутренней жизни монахов.
«Братия очень благосклонно к нам отнеслась, спасибо ей большое. Люди в монастырях открытые, миролюбивые, ко всему относились с пониманием, помогали. Многие не знали, кто такая Настя Ивлеева, поэтому для них кино с ней — что-то потустороннее. Работать в монастырях было сложно, но мы справились. Настоящих монашеских келий в фильме нет — они снимались в других помещениях монастырей. Там одна архитектура, сводчатые потолки, похожее пространство», — рассказал локейшен-менеджер картины Михаил Лонцих.
Оставить комментарий