В Манеже состоялось открытие выставки советской живописи 1920-40 годов. На этот художественный форум привезли экспонаты из своих коллекций крупнейшие российские музеи. По словам организаторов выставки, зрители получат прекрасную пищу для размышлений и интереснейшие аллюзии. Посетителей выставки обязательно заинтересуют различного рода архитектурные утопии, трансформации образа вождя мирового пролетариата товарища Ленина. Подробную информацию о выставке, о картинах на ней представленных и о художниках можно найти на сайте Artifex.ru, а выводы по поводу увиденного – за зрителями.
Посетителям выставки предстоит путешествие по яркому отрезку интереснейшей эпохи – с середины 1920-х до конца Великой Отечественной войны. 80 картин, представленных на выставке, — это часть исторического пазла. Без них представить советскую живопись невозможно.
Тематика картин, представленных на выставке, разная, но все они преследуют единственную задачу – рассказать о надеждах людей на определённом историческом этапе, жить и строить которым помогала порой только мечта.
Так, на картинах Александра Лабаса мечты советских людей о светлом будущем практически материализуются. Каждый мазок на его картине – восхищение миром, в котором люди – лёгкие и даже неземные создания. Художник смотрит на всё с высоты птичьего полёта, словно будущее уже наступило. В полотнах Лабаса реально ощущается дыхание времени.
В каждой картине, представленной на выставке, словно оживает великий миф Страны Советов. Художники поэтизируют рабочие будни, первомайские и октябрьские демонстрации и даже утреннюю зарядку. На картинах Александра Дайнеку уже если спортсменки, то обязательно красавицы и комсомолки, которые не бегут, а парят над землёй. У Кузьмы Петрова-Водкина влюблённые пары – это в первую очередь товарищи, мечтающие о будущем, целомудренно сложив руки на коленях.
И всё же лучший сюжет, передающий состояние умиротворения и спокойствия, — это сюжет, главным героем которого является спящий ребёнок. По словам искусствоведов, ребёнок – это символ эмбриона будущего, осенённого верой в счастье и надеждой.
Безусловно, можно сказать, что на картинах этого периода всё на заказ – и эмоции, и чувства. Но это не мешало художникам формировать свой собственный стиль. В частности, картина «Оборона Петрограда» Дайнеки предвосхищает появление «сурового стиля», который возник только в конце 1950-х.
Эту выставку стоит посетить хотя бы потому, чтобы проследить, как изменялся от года в год художественный язык и стиль – от наивности к строгости, от мечтателей к товарищам, от мечтаний – к реальности.
Оставить комментарий