Последней премьерой сезона в Мариинском театре стала российская премьера оперы «Идиот» Моисея Вайнберга в постановке Алексея Степанюка, показанная в Концертном зале. Музыкальным руководителем постановки выступил Томас Зандерлинг. Валерий Гергиев пригласил этого маэстро в качестве музыкального руководителя неслучайно: именно он в 2013 году осуществил мировую премьеру этой последней оперы Вайнберга в Национальном театре Мангейма. По словам Томаса Зандерлинга, взяться за никому не известную партитуру Вайнберга ему в свое время предложила вдова Дмитрия Шостаковича — Ирина Антоновна. Время признания автора семи опер, 22 симфоний, большого корпуса камерной музыки, восьми концертов для разных инструментов, Реквиема, киномузыки, среди которой саундтреки к фильмам «Летят журавли» и «Укротительница тигров», музыка к мультсериалу про Винни-Пуха, в России наступает намного медленнее, чем в Европе, где издано множество записей его музыки. В Польше его и вовсе готовы считать национальным классиком. Такова драматичная судьба Моисея Самуиловича Вайнберга, рожденного и получившего образование в Варшаве, нашедшего в 1939 году в Советском Союзе спасение от верной смерти в гетто, но здесь же отсидевшего в связи с делом врачей.
Опера «Идиот» — последняя опера Вайнберга, сильно сокращенный вариант которой впервые был исполнен в Камерном музыкальном театре им.Б.Покровского в 1991 году. Не исключено, что в этом своем оперном завещании Вайнберг отождествил себя с главным героем. Вайнберг словно бы не переосмыливал Достоевского, а дал его героям вновь исповедаться перед слушателями. При всей мелоритмической прихотливости и сложности, партии написаны удобно для исполнения и слушания. В его опере не встретишь какую-то новую и неизвестную Настасью Филипповну или Парфена Рогожина — нет, именно такими ты и «слышишь» их, читая роман. Разве что фигуру подленького и грязненького чиновника Лебедева, сладострастно вылизывавшего сапоги Рогожина, Вайнберг вслед за либреттистом Александром Медведевым сделал очень выпуклой эдаким провокатором действия. В исполнении характерного тенора Дмитрия Колеушко эта партия стала одной из самых ярких работ спектакля.
Режиссер-постановщик Алексей Степанюк постарался соблюсти все каноны «петербургского текста», благодаря которому этого «Идиота» могут смело приходить смотреть школьники, проходящие это произведение в рамках предмета. Спектакль оказался очень силен не столько вокальными, сколько актерскими работами, и здесь можно перечислять с ремаркой «очень хорошо» фактически весь состав участников действа, включая генеральшу Епанчину в мастерском исполнении Елены Витман, трех ее дочерей в исполнении Екатерины Сергеевой, Маргариты Ивановой и Оксаны Маториной. Несчастным заложником своих темных инстинктов предстал Рогожин у баса Юрия Власова. Мария Баянкина оказалась прирожденной Настасьей Филипповной.
Но открытием спектакля невозможно было не признать тенора Александра Михайлова с его блаженной улыбкой, напомнившей не столько Юрия Яковлева, сколько Иннокентия Смоктуновского.
Оставить комментарий