Финал заключительного концерта ХХ фестиваля «Возвращение» звучал символично — вагнеровскую «Зигфрид-идиллию» участники фестиваля исполнили под руководством Льва Маркиза (Нидерланды), «живой легенды» из советских времен, чья европейская карьера равна по возрасту музыкантам «Возвращения». По сути, это была встреча двух поколений «Возвращения». И Лев Маркиз в свои 86 лет специально приехал в Москву, где не выступал уже 12 лет, чтобы сыграть с другим поколением музыкантов, чья карьера также успешно развивается на европейских концертных сценах. «Зигфрид-идиллию» Маркиз выбрал, как одно из самых нежных и сокровенных любовных посланий в музыке, которое Вагнер когда-то посвятил своей супруге Козиме Вагнер. В его исполнении эта серенада любви, где струятся «томлением» струнные, разливаются птичьи трели флейты, где музыка Брунгильды сплетается с зигфридовской, звучала в необычной интерпретации. Тринадцать инструментов (флейта, гобой, два кларнета, фагот, две валторны, труба, две скрипки, альт, виолончель, контрабас) предстали у него не в формате «бесконечной вагнеровской мелодии», с перетеканием звука от одного к другому, а как «парад» инструментов, где каждое соло, инструментальная линия, тема словно инкрустировались в общее музыкальное движение. Звучание ансамбля было более дробным, но музыкальный поток — разнообразным: ликующим, танцевальным, энергичным, куртуазным, хоральным — праздничным. Сам вагнеровский романтизм оказался неожиданной «краской» в программе концерта, где исполнялись сочинения из корпуса музыки ХХ века.
Под руководством Филиппа Чижевского прозвучала Месса Игоря Стравинского, написанная для хора и ансамбля духовых (1948) на канонический латинский текст. Строгая, аскетичная трактовка, следующая математической логике полифонии, симметрия даже в рассадке музыкантов — два духовых квинтета (деревянные и медные) и группы хора напротив друг друга, «нота против ноты”, жесткий каркас ритма, ясность, открывающая богатое музыкальное поле — от грегорианского хоралла, ренессансной фактуры до музыкального языка будущего «Повесы” Стравинского. В Концерте звучали и Plainscapes («Равнины») латвийского композитора Петериса Васкса (Борис Бровцын, Кристина Блаумане и Андрей Гугнин) с ее волшебным тихим звуковым пространством — наплывающим, жужжащим тремоло струн, скользящим глиссандо рояля. Звучали Квинтет британца Ральфа Воан Уильямса и французские сочинения — Мориса Дюрюфле и Мориса Равеля. И все они демонстрировали великолепные ансамбли, в которые собираются в Москве все двадцать лет фестиваля «Возвращение» российские музыканты, работающие в разных странах.
Оставить комментарий