В день, когда все следили за событиями в Ростове-на-Дону, в Москве скромно открылся Музей нонконформизма. Он расположился в знаменитом доме на Мясницкой, украшенном кафельным декором и признанным памятником архитектуры. Некогда здесь находились студобщежитие художников и квартиры их преподавателей. Еще полтора века назад это место впитало в себя «ген» творческих поисков и теперь переродилось в музей так называемого другого искусства. Здесь представили не только шестидесятников, которые шли своим путем, отличным от общепринятого в советское время, но и современных авторов, которых тоже можно назвать другими.
Музей занял первый и подвальный этажи. Причем первый этаж просматривается насквозь благодаря большим окнам, так что случайный уличный прохожий может очароваться неординарным искусством художников-нонконформистов. Среди них — Владимир Андреенков, Валентина Апухтина, Игорь Вулох, Анатолий Зверев, Юрий Злотников, Франциско Инфанте, Алексей Каменский, Андрей Красулин, Михаил Крунов, Игорь Новиков, Борис Отаров, Владимир Соскиев, Ольга и Олег Татаринцевы, Игорь Шелковский, Марлен Шпиндлер, Валерий Юрлов и Владимир Яковлев. «Это художники, которые не присоединились ни к официальному искусству, соцреализму, ни к политическому подполью. Они следовали собственным художественным поискам. Они погружены в таинство сопряжений цветов, фактур, линий и сосредоточены на поисках своих правд и откровений», — считает основательница музея Надя Брыкина.
Больше 30 лет она помогала художникам. Не только финансово, но и морально: например, Марлена Шпиндлера, который после инсульта был приковал к инвалидному креслу, возила по русской провинции, вдохновлявшей мастера всю жизнь. Большую часть работ Надя выкупила у авторов, но не для перепродажи, а чтобы сохранить, показать, рассказать об их художественных поисках. Именно такие задачи ставит перед собой музей. Решение о том, чтобы переформатировать галерею в музейное пространство, было принято год назад, а давно запланированное открытие случилось в турбулентной атмосфере. Все это кажется символичным и отражает задачу музея.
— Когда все рушится, важно созидать и создавать. Стремиться к свободе самовыражения. Именно так происходит в искусстве: сначала художник получает академическое образование, а потом сопротивляется традиции, ищет свой язык, рождая нечто новое, самостоятельное, — говорит Брыкина.
Каждый из представленных авторов разговаривает с публикой на своем визуальном языке, и это многоголосье завораживает. Встречают зрителя черные скульптуры из бронзы Владимира Соскиева: идущие по склону беженцы почти сливаются с природным рельефом, чуть ли не превращаясь в абстракцию, но все же фигуры с баулами на плечах угадываются. Работы Франциско Инфанте представляют собой разноцветные геометрические прямоугольники, неожиданно, словно из другого измерения, возникшие на фоне зимнего черно-белого пейзажа. Небольшие белые скульптуры Игоря Шелковского — это цветы в вазе, превратившиеся в чистую геометрию линий. В подвальном этаже встречают завораживающие полотна Игоря Вулоха — светлые пейзажи на грани с абстракцией, виртуозные портреты Анатолия Зверева, цветные рельефы Владимира Андреенкова. Картины современного художника Игоря Новикова, активно участвовавшего в создании музея, построены на антитезе, как и произведения многих его предшественников: его герои превращены в символы, а фоновый пейзаж написан по канонам академического искусства. Больше всего на первой выставке музея нонконформизма представлено работ Марлена Шпиндлера — художника со сложной судьбой, который работал над дизайном советских этикеток и создал немало узнаваемых знаков, пока по случайности не был осужден. Так вышло, что сидел он трижды, но не ожесточился и продолжал писать в стол загадочные символичные картины.
На открытие, где собрались в основном авторы и их родственники, зашел и искусствовед Леонид Бажанов, который сказал: «Искусство не должно замолкать, когда говорят пушки, оно живет своей жизнью всегда, это независимая субстанция. Казалось бы, термин «нонконформизм» затертый, но сегодня он приобретает новые звучания и смысл, который предстоит изучать в этом музее». А композитор Владимир Мартынов исполнил отрывок из своей «Машины воспоминаний». Кто-то охарактеризовал это минималистичное произведение «опытом осмысления текучести времени». Что очень вписывается в общую идею музея.
Оставить комментарий