Награждением премией Станиславского завершился в Москве международный фестиваль «Сезоны Станиславского». Имена его лауреатов всегда известны заранее, что лишает премию интригующей непредсказуемости (этого в театральных кругах и без того в переизбытке), но добавляет столь дефицитной сегодня ясной торжественности.
«Для театрального мира это высшая награда из тех, что существует, потому что выше имени Станиславского для актера ничего нет, — отметила член жюри Людмила Максакова, незадолго до того приоткрывая тонкости работы их «судейской коллегии». — Мы никогда не сговариваемся, можем чуть-чуть передраться, когда кому-то нравится одно, а другому другое, но, во всяком случае, мы всегда стараемся быть чистыми и объективными». Режиссер, руководитель РАМТа Алексей Бородин подтвердил ее слова: «Премия замечательная, потому что люди, которые ее распределяют (художественный руководитель фестиваля и председатель жюри премии — режиссер Сергей Женовач, — прим. ред.) — все на виду, все ясно, и с их стороны нет ничего иного, кроме искреннего восхищения. Все рады друг друга видеть, и слава богу, что премия продолжает быть, хотя в этом году она и стала безденежной. Не в деньгах дело. Театр — самое бескорыстное занятие на белом свете. Важна была сама возможность выразить любовь талантливым людям, которые будут носить это городое звание лауреатов премии Станиславского».
Владимир Мединский вручил премию Сергею Безрукову за актерские работы последних лет, но отметил, прежде всего, его достижения на руководящем посту: «Все вас знают как прекрасного актера, но я благодарю вас за другое — за то, что вы являетесь художественным руководителем московского Губернского театра. Спасибо, что вы находите на все это время, силы и энергию». Актёра Российского молодежного театра Илью Исаева с премией «за высокие достижения в актерском искусстве» поздравил заместитель министра культуры Александр Журавский. Игорь Костолевский получил премию Станиславского за вклад в актерское искусство из рук главы департамента культуры Москвы Александра Кибовского. Лауреатом премии в номинации «за поддержку театрального искусства» стал губернатор Московской области Андрей Воробьев. Новыми лауреатами премии Станиславского также названы актер Игорь Гордин, профессор Наталья Зверева «за вклад в развитие театральной педагогики», театровед Инна Соловьева за книгу о Михаиле Чехове «Первая студия. Второй МХАТ. Из практики театральных идей XX века», специальный представитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой «за вклад в развитие международных культурных связей».
За развитие сценического искусства и театрального дела премии Станиславского удостоился весь коллектив ярославского Российского академического театра драмы имени Федора Волкова. За поддержку искусства отмечен наградой также столичный отель, добавляющий свой гостеприимный акцент театральному празднику — и эти заслуги в создании особой атмосферы не остались не оцененными.
Финальному торжеству предшествует, как правило, просто подарочная театральная программа. Не претендуя на глобальность размаха, и каким-то чудодейственным образом преодолевая все непростые экономические ситуации, «Сезоны Станиславского» придают театральной картине Москвы дополнительный объем, удовлетворяя самый взыскательный классический вкус. Ведь в афишу собирают знаковые премьеры ведущих русских и западных режиссеров. В историю фестиваля уже вписаны имена Льва Додина, Питера Брука, Эймунтаса Някрошюса, Кристиана Люпы, Кристофа Марталлера, Алвиса Херманиса, Люка Персеваля и многих других, чьи спектакли в разные годы привозили в Москву. В 2016 году международную программу составили «Суфлер» Геста Экмана в исполнении Андреаса Ольссона из шведского Королевского драматического театра; «Мастер голода» Эймунтаса Някрошюса (литовский театр «Meno Fortas») и «Год рака» Люка Персеваля (постановка в амстердамском театре «Tonneelgroup»). Российскую программу украсили премьеры Дмитрия Крымова, Миндаугаса Карбаускиса, Сергея Женовача, Ивана Поповски, Евгения Марчелли, Камы Гинкаса, Марины Брусникиной и Сергея Безрукова.
«Во время самых первых шагов фестиваля мы все время спорили — каков критерий отбора спектаклей, должны ли в него входить только те театральные явления, которые прямо продолжают принципы системы Станиславского, должен ли это быть фестиваль психологического театра, — делился историей «Сезонов» член жюри, профессор Алексей Бартошевич. — Потом поняли, что это неправильно — само понятие психологического театра достаточно широкое, и не нужно путать идею Станиславского с конкретным опытом Художественного театра — это все-таки разные вещи. А кроме того, идеи Станиславского, прошу прощения за банальность, сейчас пронизывают все формы современного театра, какие бы формы этот театр не принимал».
Оставить комментарий