В Музее-квартире Алексея Николаевича Толстого открылась выставка «Не верь глазам своим!», посвящённая… Козьме Пруткову. Знаменитому персонажу, который придумали Алексей Константинович Толстой и трое братьев Жемчужниковых. Прутков стал одной из самых успешных литературных мистификаций, а его изречения: «Никто не обнимет необъятного», «Единожды солгавши, кто тебе поверит», «Что имеем – не храним, потерявши, плачем» и многие другие навсегда вошли в повседневный язык.Козьме Пруткову принадлежат не только известные афоризмы, а ещё стихи, сатирические памфлеты, комедии, драма, оперетта и басни, в создании двух из которых принял участие ни кто иной, как автор «Конька-Горбунка» Пётр Ершов.
Впрочем, «родителями» Пруткова стали всё же братья Жемчужниковы и Алексей Константинович Толстой. В 1851 году они же придумали ему довольно обширную биографию. В ней, в частности, сообщается, что Козьма Прутков родился 11 апреля 1803 года в деревне Тентелевой около Сольвычегодска. Три года он прослужил в гусарском полку, а затем под впечатлением страшного сна ушёл в отставку и поступил на службу в Пробирную палатку, где даже дослужился до директора. Хотя в реальности такой должности там не было.
Современники целых двенадцать лет не ведали, что перед ними мистификация, и воспринимали Пруткова, как реального человека.
Куратор выставки, заведующая Музеем-квартирой А.Н.Толстого — отделом Государственного музея истории российской литературы имени В.И.Даля — Инна Андреева рассказывает корреспонденту «МК», что петербуржцы начали выслеживать Козьму Пруткова по разным адресам, где находились отделения Пробирной палатки.
Бывало, что они кого-то принимали за «подпольного» литератора человека, если у того была развинченная походка или он носил кепи, в которой иногда изображали Пруткова.
С легкой руки Жемчужниковых и Толстого, по городу поползли слухи о невероятных происшествиях, участником которых был Козьма Петрович. Например, рассказывали, что однажды он прямо в театре чихнул на лысину чиновника высокого ранга. Узнаете сюжет?
Скончался же Прутков, по воле авторов, в 1863 году от апоплексического удара.
В двух витринах находятся подлинные фотографии Алексея Константиновича Толстого, портрет Козьмы Пруткова и его произведения. Экспонаты расположены непосредственно на мемориальной экспозиции, а не в нижнем выставочном зале. Это не случайно. Инна Андреева объясняет, что одной из главных целей было показать литературную преемственность между двумя Толстыми – Алексеем Константиновичем и Алексеем Николаевичем.Преемственность эта состоит не только в кровном родстве и умении работать в разных жанрах, но и в любви обоих к литературным мистификациям. Вслед за Козьмой Прутковым одного Толстого другой уже в двадцатые годы придумывает «Дневники Анны Вырубовой» – ближайшей подруги императрицы Александры Фёдоровны.
Вплоть до 1990-х годов они считались подлинными и, только когда опубликовали настоящие воспоминания Вырубовой, стало понятно, что это была мистификация, осуществлённая Толстым при помощи профессора Петра Щёголева, который в своё время входил в комиссию по расследованию деятельности царского правительства при Временном правительстве.Именно Щёголев снабдил Толстого документами и письмами, который тот использовал. Отчасти третий Толстой поучаствовал и в истории с Черубиной де Габриак, под именем которой скрывалась поэтесса Елизавета Дмитриева.
-Только затрагивая и упоминая имя Козьмы Пруткова, мы можем рассказать об очень многом, зацепить немало исторических и литературоведческих цепочек и нанизать их на наши бусы, – отмечает Инна Андреева.
Оставить комментарий